5 ярких еврейских сцен в современном кино

2 августа, 2022
Читать: 7 мин

Мы любим подборки! Поэтому решили отобрать самые классные еврейские моменты в фильмах последних пяти лет. Надеемся вдохновить вас на просмотр (или пересмотр) этих замечательных картин

«Назови меня своим именем» («Call Me by Your Name», 2017 год)

Сцена: «Мы благоразумные евреи»

Один из самых романтичных и красивых фильмов о первой любви не обходит тему еврейского происхождения стороной. В середине фильма Оливер спрашивает, почему Элио не носит звезду Давида. На это Элио отвечает: «Мама говорит, что мы благоразумные евреи» («jews of discretion»). То есть даже обеспеченная, крайне образованная и светская европейская семья Перлманов ощущает необходимость скрывать или по крайней мере не выставлять на всеобщее обозрение свою веру и свои корни.

«Благоразумие» и скрытность семьи Элио противопоставляется открытости Оливера, который носит звезду Давида, хотя, по его словам, знает, каково это — «быть единственным евреем в городе» и сталкиваться с непониманием. 

Кстати, автор книги «Назови меня своим именем» Андре Асиман сам происходит из семьи сефардских евреев, что сделало его детство в Египте очень непростым. Асиман говорил, что тема еврейского наследия — одна из центральных в книге (и, соответственно, фильме), а для главного героя Элио является важной частью самоидентификации.

«Чёрный клановец» («BlacKkKlansman», 2018 год)

Сцена: «Я рос обычным белым»

maxresdefault

В этой трагикомедии афроамериканец Рон Сталворт и детектив Флип Циммерман вступают в ряды ку-клукс-клана, чтобы срывать их планы. Флип проходит собеседование, на котором, чтобы вызвать доверие остальных участников, ему приходится постоянно говорить, как он ненавидит евреев и «чёрных» и мечтает о белом христианском мире в Америке. 

На этом унизительном собеседовании он понимает, что всю жизнь, сознательно или бессознательно, пытался сойти за «классического» американца — белого протестанта. «Я рос обычным белым», — говорит он напарнику. И добавляет, что с тех пор, как вслух отказался от своего происхождения, он только и думает, что о еврейских традициях и ритуалах: для него это было своего рода посвящение, хоть и не традиционное.

Понимание того, что из удобства или из страха на протяжении жизни он игнорировал свои корни и упрятал информацию о своей еврейской семье в самый дальний уголок мозга, придаёт Флипу более сильную и личную мотивацию для борьбы с расистами. И более яркое понимание того, что многие люди живут наполовину: скрывая свою «неудобную» сторону.

«Кролик Джоджо» («Jojo Rabbit», 2019 год) 

Сцена: «Не бывает слабых евреев»

Протагонист, 10-летний Йоханнес, или Джоджо, не очень дружен с другими детьми. Зато он много общается с воображаемым другом — весёлой и нестрашной версией Адольфа Гитлера. Однажды он сталкивается с еврейской девочкой Эльзой, которую мать Джоджо скрывает в их доме. Джоджо кричит, что она «ненастоящий человек», что она «слабая, как ресница». Это противопоставляется его истинно арийской физической силе. Он бежит на Эльзу, но девочка, будучи постарше, легко пересиливает его и крепко держит, насмешливо предлагая вырваться. Тот тщетно пытается освободиться. Эльза говорит ему, что «не бывает слабых евреев», ведь они потомки тех, кто сражался с ангелами. К этому моменту Эльза уже потеряла семью и вынуждена прятаться, поэтому в её словах слышны настоящие ярость и отчаяние.

Это, а также дальнейшее общение с Эльзой и наблюдение за происходящим вокруг, заставляет Джоджо переосмыслить своё видение мира, отношение к нацизму, Адольфу Гитлеру и евреям.

«Шалом, папик!» («Shiva Baby», 2020 год) 

Сцена: «Какая моя дежурная легенда?»

Даниэль не справляется с ролью идеальной дочки: она не может похвастаться успехами в учёбе или продвижением в карьере. Это тревожит не только саму Даниэль, но и её маму. Перед церемонией шивы, на которую собирается всё местное еврейское комьюнити, мама инструктирует Даниэль, что говорить, чтобы выглядеть более успешной и собранной. Забавно, что папа занимает другую позицию: он не видит смысла кем-то притворяться и, напротив, предлагает обратиться за помощью в трудоустройстве к знакомым. Мама и дочка, несогласные по всем остальным пунктам, дружно отвергают весьма разумное предложение отца. Вместо этого они придумывают правдоподобную легенду — более успешную версию жизни Даниэль. 

Разумеется, груз ожиданий родителей и стремление угодить окружению знакомы не только членам еврейских сообществ. Но в фильме очень остроумно и точно показано, как внутри этого комьюнити сочетаются искренняя забота друг о друге и весьма жёсткие требования.

Важно уточнить, что вульгарное название «Шалом, папик!» появилось только в русской адаптации. В оригинале фильм называется «Shiva baby». Он представляет собой тонкое, остроумное и иногда пугающее наблюдение за жизнью современной молодой еврейки, запутавшейся в своих планах на будущее и в отношениях с близкими.

«Лакричная пицца» («Licorice Pizza», 2021 год)

Сцена: «Это в последнее время модно»

Фильм был тепло принят и зрителями, и критиками. Главная героиня Алана — американская еврейка, пытающаяся найти своё призвание. В один момент она решает стать актрисой, и друг ведёт её к кастинговому агенту. Агент, взрослая деловая женщина, с ходу сообщает Алане, что у неё «тёплая улыбка и очень еврейский нос». И добавляет, что в последнее время появляется всё больше и больше запросов на юных евреек. Не зная, принимать ли это как комплимент, Алана вежливо улыбается.

Эта сцена иронично демонстрирует, как стереотипичные еврейские черты могут фетишизироваться и казаться экзотичными. Хотя популярность «типичной еврейской внешности» вроде бы должна радовать Алану, так как потенциально может принести ей роли, это всё ещё неловкая ситуация: девушка чувствует себя не индивидуальностью, а представительницей определённой этнической группы.

Исполнительница главной роли американская еврейка Алана Хаим вместе со своими сёстрами играет в группе Haim. Её сёстры, а также мать и отец появляются в фильме «Лакричная пицца», где изображают родственников Аланы. В фильме у них хаотичная, но скорее дружная американо-еврейская семья, в которой, несмотря на внешнюю светскость и современность, по-прежнему актуальны вопросы веры и происхождения. 

Подготовила Настя Богатырева

Разумеется, список субъективен, вы легко можете дополнить его своими любимыми эпизодами. Поделитесь ими в комментариях!

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм