Было ли в Москве еврейское гетто? Разрешаем спор Лизы Лазерсон и Олега Кашина

11 октября, 2021
Читать: 5 мин

На прошлой неделе блогер Лиза Лазерсон и журналист Олег Кашин поспорили в эфире «Эха Москвы», было ли в Москве еврейское гетто. Что? Да! «Цимес» спросил историков, кто в этом споре прав, а кто нет

В минувший четверг феминистка и блогер Лиза Лазерсон в эфире «Эха Москвы» вступила в бурную полемику с журналистом Олегом Кашиным на тему антисемитизма в СССР и сказала там, в частности, такую фразу: «…Советские евреи, во-первых, в огромном количестве не могли жить в Москве. <…> [Мои] дядья не могли жить в Москве. Если могли, то жили в гетто». Олег Кашин попросту высмеял Лизу: «Нет! В Москве не было еврейского квартала никогда! Ну правда».

Лиза сослалась на то, что на территории современного парка «Зарядье» когда-то были еврейские кварталы — но, по версии Кашина, там жили исключительно «русские купцы-старообрядцы». 

В своём вечернем прямом эфире на разговор отреагировал Владимир Соловьёв. Он довольно жёстко высказался насчёт поднятой девушкой темы: «В Советском Союзе было в Москве еврейское гетто?! Даже Кашин охренел». Лазерсон ответила в своём телеграм-канале: по её версии событий, «никакое еврейское гетто мы, конечно, в эфире не обсуждали». 

Скриншот поста из телеграм-канала Лизы Лазерсон
Скриншот поста из телеграм-канала Лизы Лазерсон

Директор департамента информации и печати МИДа России Мария Захарова назвала Лазерсон «страшной вруньей»: «Она говорила именно про советский период — есть видео, приводила в пример своего отца. Или её папа до революции жил, учитывая, что она пробросила мысль о его преклонном возрасте?» 

«Цимес» решил разобраться в ситуации с еврейскими гетто в Москве и спросить специалистов, что здесь правда, а что нет.

Станислав Кувалдин

Журналист, кандидат исторических наук 

— В споре о том, существовало ли в Москве еврейское гетто, очевидно, следует определиться с терминами. Разумеется, в Москве не было отдельного, тем более находившегося под еврейским самоуправлением, района, где законодательно предписывалось жить евреям, гетто в самом узком смысле. Несколько десятилетий существования импровизированного еврейского района в Зарядье — это скорее один из аспектов истории большого российского города накануне и в ходе Великих александровских реформ, когда дискриминируемое законами империи еврейское население, получив определённые послабления в режиме переселения за пределы черты оседлости, устремилось в крупные торговые города.

То, что еврейские кварталы сформировались в одном из трущобных районов старой Москвы (если термин «квартал» в принципе применим к запутанной застройке старого Зарядья), а его жителями оказывались бедные ремесленники и мелкие торговцы, пытающиеся заработать на кусок хлеба в богатой Москве, по-видимому, и определяет отношение к этому району в какой-то коллективной мифологии, связанной с Москвой.

Скажем так, это не пражское гетто или краковский Казимеж (то есть районы, имеющие вековую еврейскую идентичность), но и не нью-йоркский Ист-Энд, из трущоб которого выходили самые разные истории успеха.

Ликвидация еврейского района после 1891 года, а также резкие перемены, случившиеся в истории России вообще и Москвы в частности в 1917 году, не слишком способствовали появлению особой этнической мифологии, связанной с конкретным местом в Москве. Впрочем, и до 1917 года светские и стремившиеся к ассимиляции (или по крайней мере к встраиванию на равных в русское общество) евреи, которые приезжали в Москву учиться или работать, едва ли хотели «привязывать» себя к трущобам Зарядья.

Евгений Левин

Переводчик, публицист, автор книги «Не только скрипач на крыше»

— В XIX веке в Зарядье действительно одно время был район компактного проживания евреев (но не гетто в формальном смысле этого слова). Впрочем, и тогда московские евреи жили не только в Зарядье — например, будущий эсер и публицист Марк Вишняк родился и вырос на Мясницкой.

Однако в советские времена в Москве никаких специальных еврейских районов не было — хотя были места, где жило относительно много евреев, например подмосковная Малаховка, — да и как это было возможно, с учётом института прописки и прочих радостей советской жилищной политики?

Поэтому ситуации «мои дядья могли жить в Москве только в гетто» в советское время однозначно быть не могло.

Подготовила Соня Назарова

Читайте также:

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм