Чем отличается синагога от еврейского Храма? Мнение раввина
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. На этот раз решили поговорить с раввином Центральной пермской синагоги Реувеном Губерманом о духовных, идейных различиях между синагогами и Первым и Вторым храмами
— Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, чем занимаются в Храме и чем — в синагоге.
В принципе суть одна: это служение Вс-вышнему. Однако сама форма служения претерпела изменения в ходе истории. Начнём сначала.
Евреям было обещано, что у них будет своя земля. Но при этом владение территорией — не самоцель. Поскольку наш праотец Авраам поступал справедливо с точки зрения Вс-вышнего, то Ашем благословил его, сделав его потомство многочисленным, как звёзды на небе. Но ведь это потомство должно где-то жить, ему нужна земля. А главное, эту Б-жественную справедливость нужно организовать — и не в личном, а в общественном порядке.
Но самое главное — это служение Вс-вышнему. Это наша самая главная задача и миссия, об этом много говорится в Книге Дварим: например, «служить Ему всем сердцем» (Дварим 11:13). Наш праотец Авраам назван «служителем Ашема» (Берешит 26:24), как и наш учитель Моше (Йеошуа 1:2).
Так что же такое служение и в чём оно выражается? Служение возможно, только когда мы понимаем, что есть нечто или некто выше, важнее нас. Мы признаём, что Вс-вышний сотворил этот мир и что Он его хозяин. По сути, всё в этом мире принадлежит Ему. Это очень красивая и возвышенная идея. Но как её реализовать?
Наше служение материализуется в том, что на иврите называется словом «корбан». «Корбан» — это дословно «приближение». То, что существует в этом мире, мы подносим, возвращаем его хозяину.
В чём смысл жертвоприношений — корбанот?
В Торе подчёркивается, что нельзя думать, будто мы сами себе сделали, сколотили богатство, которое есть у нас. «Будь осторожен. Не забудь Вс-вышнего, […] говоря: „Моя сила и мощь моей руки сделала мне всё это богатство“» (Дварим 8:11–17). Если человек так думает, значит, он считает себя центром мира, считает себя выше других. Он думает, что все должны ему служить, и ведёт себя неадекватно. Он не понимает, когда неправ. И очень страдает в жизни, потому что никто не хочет ему прислуживать. А он этого ждёт… Так вот. Мы понимаем, что у этого мира есть хозяин, и мы служим Ему.
Во времена Храма официальное общественное служение проводилось в нём. В основе служения были жертвоприношения: как животные, так и растительные. Служение происходило в определённом порядке. Это описано подробно в Мишне, в трактатах, которые обсуждают законы корбанот, — например, «Звахим», «Менахот» и др.
Сейчас, когда Храм уже не существует в этом мире, служение Вс-вышнему по постановлению наших великих мудрецов приобрело другую форму. Сейчас это молитва. Но молитва, как и корбанот, — это служение общественное.
Синагога — это место, предназначенное для служения Вс-вышнему, так же как и Храм. Способ служения изменился, хотя суть его и осталась прежней.
В современном мире больше всего ценится время. Говорят: время — деньги.
Поэтому, когда мы три раза в день готовы потратить наше время на то, чтобы обратиться к Ашему в молитве, — это наше основное служение.
Также важно, чтобы это служение объединяло людей. Поэтому мы стараемся молиться именно в синагоге.
Важно добавить, что в синагоге — как и в Храме — мы должны вести себя в соответствии с предназначением этого места. Перед тем как зайти в Храм, человек должен был себя подготовить: очиститься соответствующим образом, не вести себя легкомысленно, находясь на Храмовой горе. Точно так же и перед молитвой мы должны подготовиться, омыть руки и сосредоточить свои мысли на служении Вс-вышнему.
Мы молимся, чтобы служение Ашему и Его близость вернулись к нам, как это было раньше в самом святом месте этого мира — в Ерушалаиме. Мы надеемся, что в этом году Девятого ава мы уже не будем скорбеть о том, что Вс-вышний оставил нас. А будем снова счастливы под крыльями шехины.
Записала Соня Назарова