Что делать, если друг не вернул долг? Отвечает раввин

17 февраля, 2022
Читать: 3 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Поговорили с раввином израильской общины «Хуг Неве Цедек» Леви Ицхаком Рицем о знакомой многим ситуации: дали денег другу в долг, а он не отдаёт

— В иудаизме есть заповедь о цдаке — то есть о пожертвовании, благотворительности. Она несколько раз упоминается в Торе. «Если оскудеет твой брат и в упадок придёт у тебя — поддержи его» («Ваикра», гл. 25:35) — тут может подразумеваться и безвозмездная помощь, и данные в долг средства. А отрывок «Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих… не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостаёт ему» («Дварим», гл. 15:7-8) — это именно о займе. 

О разнице между займом (алваа) и прямым пожертвованием (цдака) говорят мудрецы Талмуда в трактате «Шаббат» 63а, утверждая, что дать в долг — заповедь более предпочтительная, чем просто пожертвование. 

Идея такая: как поясняет в своей книге заповедей («Сефер а-Мицвот») выдающийся еврейский философ и богослов древности Маймонид, или Рамбам, Творец приказал нам давать взаймы бедняку, чтобы облегчить его ношу. Это лучше, чем пожертвование, ведь тот, чья бедность уже стала достоянием общественности, так что он вынужден протягивать руку, испытывает больший стыд, чем тот, чьё горе ещё сокрыто. Он желает получить временную помощь — чтобы встать на ноги, отдать долги и не понести стыда. 

Разумеется, можно дать в долг, заранее предполагая, что он не будет взыскан, — это тоже поможет обеим сторонам сохранить лицо.

Если же неожиданно выясняется, что нуждающийся не в состоянии вернуть деньги, и заимодатель прощает ему долг, тогда это становится цдакой — обычным пожертвованием. 

Конечно, если вы одолжили другу денег, а он отказывается их вернуть — это очень неприятно. Такие ситуации наносят ущерб дружбе, вере во всё доброе и прекрасное, приводят к потере не только денег, но и вашего времени. На идише есть такая замечательная поговорка: «Семья — чтобы вместе есть кугель», подразумевается, что кугель-то вместе есть можно и нужно, а вот вести общие дела не стоит, поскольку это может привести к разочарованию. А в книге «Теилим» сказано: «Злодей одалживает, но не оплатит» (37:21).

Тут уже речь не только о порче межчеловеческих отношений, но и об изменении духовного статуса того, кто не возвращает долги, — с обычного человека на злодея. 

Итак, если вы понимаете, что ваш друг действительно в сложном положении и его можно рассматривать как нуждающегося, тогда и прощение долга будет засчитано как пожертвование. Если же друг никакой не нуждающийся, а просто взял деньги и не отдаёт, то следует быть внимательнее и не давать в долг без подходящих свидетелей.

Рав Леви Ицхак Риц — раввин израильской общины «Хуг Неве Цедек», автор респонса «Оалей Ор» и книги «Неве Цедек» о законах обрезания и гиюра, преподаватель в московском религиозном образовательном проекте «Тора ми-Цион»

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм