Что делать, если страшно поступать по совести? Мнение раввина

16 декабря, 2021
Читать: 2 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Сегодня поговорили с раввином Московского центра современного иудаизма Леонидом Бимбатом о том, чем стоит руководствоваться, принимая решения

— «В начале Б-г сотворил мир, чтобы в нём в своё время появились независимые создания, способные по своему свободному выбору следовать Его воле…»

Именно так Джон Райнер, британский либеральный раввин, начинает статью, посвящённую необходимости создания современной системы галахи (еврейского закона). Но как должен принимать решения современный человек? По мнению раввина Райнера, ему следует опираться на четыре основных источника:

1. Письменная Тора
2. Традиция (Устная Тора)
3. Знания (науки, в том числе философия)
4. Совесть

В Торе можно найти истории о том, как люди вели себя в соответствии с тем, что подсказывает совесть. Книга Шмот (Исход) рассказывает о египетских повитухах Шифре и Пуа, которые не стали выполнять приказ фараона, требовавшего убивать новорождённых еврейских младенцев. Совесть не позволила им совершать убийства! 

О том, что «не убий» — заповедь из Торы, они знать не могли, но совесть подсказала женщинам правильный путь.

Так что им было совсем не страшно ослушаться повеления фараона, и поэтому Шифра и Пуа остались в памяти еврейского народа.

Вот другой, более современный образец поступка в соответствии с требованием совести: история американского предпринимателя Аарона Фойерштайна. После пожара на собственной фабрике Malden Mills Фойерштайн вложил в её восстановление личные средства — только ради того, чтобы не оставлять без работы несколько тысяч человек.

Совесть подсказала ему это решение, хоть оно и противоречило обычной логике ведения бизнеса.

За свой неординарный поступок Фойерштайн был назван «The Mensch of Malden Mills». «Mensch» («Человек с большой буквы») — это не только человек, живущий по совести, но и достойный представитель еврейского народа. Традиция требует от нас заботы об окружающих, и прежде всего о нуждающихся, а наивысшей степенью благотворительности Маймонид называл создание условий, когда человек может сам зарабатывать себе на жизнь.

Совесть сама по себе, конечно, не может быть единственным источником принятия правильного решения. Но если требования совести будут соотнесены с нашей традицией, то мы всегда сможем в каждой конкретной ситуации правильно ответить на вопрос, поставленный Торой: «Что Б-г требует от тебя?» 

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм