Что делать, когда вокруг тебя рушится мир? Отвечает раввин
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы говорим с раввинами из разных общин и течений о волнующих нас темах. Обсудили, что делать, когда невольно становишься свидетелем и участником масштабной трагедии, с Мотлом Гордоном — раввином, исследователем и преподавателем еврейской культуры
— В ситуации, когда ты оказываешься в центре катастрофы, буквально «среди рушащихся стен», нормально испытывать самые разные чувства — и среди них ярость, ужас, бессилие и беспомощность. Однако следует понимать: в том, что происходит, вашей вины нет. Даже если правительство вашей страны развязывает войну, даже если вы голосовали за это правительство, вашей вины здесь нет. Ведь, скорее всего, голосуя, вы не имели в виду дать власти мандат на действия такого рода от вашего имени.
Самое непродуктивное, что сейчас можно делать, — это винить себя и говорить, что мы — соавторы чудовищных событий последних дней.
Считать, что вы несёте за это ответственность, — нездоровая и не еврейская позиция.
Еврей в первую очередь несёт ответственность за себя. Еврей обязан, во-первых, всегда быть порядочным человеком. Во-вторых, он обязан заботиться о своей семье, о близких, родителях и детях. Здесь у нас всегда есть рычаги влияния и есть ответственность, и за это с нас когда-нибудь спросят — в религиозном или в общекультурном, философском смысле. А дальше наступают границы ответственности. Мы можем дышать, делать добрые дела, искать, где сделать мир лучше, как можно выразить идею непротивления злу насилием.
Этот здоровый пацифизм, замешанный не на злобе, а на вере, что в любой ситуации надо оставаться людьми, — и есть еврейская позиция.
Еврей всегда немного вне места своего пребывания. Мы можем быть очень ассимилированными и меньше это ощущать, но мы всегда экстерриториальны. Мы не подписывались на то, чтобы оказаться в изгнании, — но так вышло. И в каждом месте, где мы находимся, мы уважаем закон, мы платим налоги, мы стараемся быть лояльными властям. Видит Б-г, евреи в России, по меньшей мере официальные еврейские организации, были лояльны властям до последнего предела.
Однако, оказавшись без рычагов влияния «среди падающих стен», там, где происходит какой-то ужас, ты можешь лишь выбрать, что тебе с этим ужасом делать. И тут возможны четыре конструктивные стратегии, зависящие от того, какой у вас здесь основной движущий стимул.
Удалить себя из ситуации
Это тяжёлое, непростое решение — купить билет, сесть на самолёт, уехать на время или навсегда. Но если человек говорит: сегодня была последняя капля, я хочу уехать, — я с ним двумя руками. Потому что я думаю, что это одна из форм высказывания, и высказывание это такое: «Ребята, извините, здесь творится ужас, и я не могу находиться на территории ужаса». Как Альберт Эйнштейн и другие люди, которые с 1933 по 1939 год уехали из Германии. Осуждать их мы не можем, последнее дело их стигматизировать; эти люди — беженцы. Их правительство сошло с ума, и они имеют право покинуть территорию ужаса, пока есть такая возможность.
Сопротивляться
Перейти к активному выражению своей позиции — например, участвовать в одиночных пикетах или митингах, выйти на площадь. Это стратегия не для всех, у неё есть понятные риски, и здесь неуместны любого рода призывы.
Использовать ярость как топливо
Есть такая идишская песня времён Катастрофы: יידן, זאל זיין פריילעך, «Евреи, пусть будет весело». И в ней примерно такие слова: «Выгоняйте нас из квартир, отрезайте нам бороды! Евреи, пусть будет весело, в гробу мы их всех видали. Евреи, пусть будет весело! Уже недолго осталось, я надеюсь, закончится война и придёт им конец».
Кажется, что это дикая позиция, но на самом деле она мощная и конструктивная.
Это веселье назло всем обстоятельствам, радость назло, позиция «вы со мной ничего не сделаете, вы не можете меня подчинить».
Можно трансформировать свою ярость в то, что поможет жить дальше, — деятельно поддерживать людей, написать в соцсети или подписать коллективное письмо. Или просто читать детям книжки про добрых и отважных людей, показывать им фильмы про Гарри Поттера и объяснять, что зло существует, но оно конечно.
Поддерживать нормальную жизнь
Путь для тех, кто не испытывает ярости или она им не помогает, для тех, кто не может или не хочет выйти на площадь или уехать. Это пространство для малых дел, для вложения в мир. Катастрофа закончится, и будут нужны люди, которые сохранили рассудок сами и помогли сохранить его другим. Нужно, чтобы, пока происходит ужас, кто-то создавал пространство, где можно дышать, — варил людям кофе, пёк хлеб, учил детей, играл музыку на улицах. Нужны люди, способные сохранять стабильность, сохранять жизнь, и это не эскапизм, а очень большое, конструктивное и важное для всех дело.
Если же сейчас у вас нет сил мыслить конструктивно и ни один из этих путей для вас не работает, потому что вы находитесь в слишком сильном стрессе, — пожалуйста, отнеситесь внимательно к своему состоянию. Помогите себе. Позвоните на линию экстренной психологической помощи, поговорите с устойчивыми близкими, сделайте то, что советуют психологи. Отключитесь от триггеров, информационных травмирующих потоков, не слушайте новости, поставьте на мьют чаты, временно удалите из телефона приложения соцсетей. Не забывайте есть и пить, если можете, выйдите на воздух или на пробежку, подышите или выпейте успокоительное. Не принимайте важные решения в таком состоянии.
Для человека ничего не может быть важнее его ценностей.
Тора учит нас тому, что мир меняется, жизнь меняется и надо адаптироваться к этому, однако в любой ситуации следует оставаться собой, а не пытаться быть кем-то другим. Ищите верную для вас стратегию и следуйте ей. И не надо тащить на себе все камни, пытаться доводить все дела до конца. Делайте то, что в ваших силах, и берегите себя.
Записала Мария Вуль