Что такое реформистский иудаизм, как он выглядит сегодня и где искать такую общину в России

23 июня, 2022
Читать: 6 мин

Когда речь заходит об иудаизме, большинство людей представляют себе ортодоксальное течение — людей в строгих костюмах, чёрных кипах и с пейсами. Но иудаизм не ограничивается одним направлением. Реформистское, либеральное, прогрессивное, реконструктивистское — что это за течения и в чём их различия? Есть ли место таким общинам на постсоветском пространстве? Можно ли переехать в Израиль по реформистскому гиюру? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем материале

Как вообще получилось, что в такой с виду строгой религии, как иудаизм, сформировались либеральные течения? За это мы можем благодарить столетия гуманистических идей. Отметку «Формирование реформистской идеологии» на ленте времени так просто не выставишь, но можно определить её предвестников — книги пророков, призывающие к справедливости, равенству и миру, идеи эпохи Просвещения и еврейское общественное течение «Хаскала» в 1770-е годы. Его приверженцы выступали за изучение светских наук и европейских языков, смену традиционного еврейского костюма на общепринятый аутфит — словом, всячески ратовали за интеграцию просвещённого еврейского населения в европейское общество.

К середине XIX века «реформированный» иудаизм обретает обличье: синагогу переименовывают в «темпл» («храм»), внутри играют на органе и читают проповеди на местном языке, мужчины и женщины, одетые на европейский манер, сидят рядом. Неслыханно! Но это ещё не всё: из молитвенников исчезают отрывки о приходе Машиаха и возвращении в Сион.

Реформизм закрепляет главенство этического над ритуальным, ставя в приоритет над религиозным законом и соблюдением заповедей отношения «бейн адам ле-хаверо» (между человеком и человеком).

После Второй мировой войны окончательно закрепляются определения: реформистское, прогрессивное, либеральное, реконструктивистское — сегодня эти течения представляют собой одно и то же. Особняком стоят консервативные общины — они строже относятся к вопросам кашрута, Шаббата и смешанных браков. Консерваторов на территории бывшего Советского Союза практически не найти, в отличие от реформистов. Кроме того, существуют ортодоксальные общины, но о них в другой раз. По подсчётам Всемирного союза прогрессивного иудаизма (WUPJ), основанного в 1926 году в Лондоне, на сегодняшний день либеральное течение объединяет 1,2 миллиона человек в 1250 общинах, расположенных в 50 странах по всему миру, от Аргентины до Нидерландов, от Парижа и до Ямайки. На постсоветском пространстве — в России, Белоруссии, Украине, странах Балтии — сейчас около 40 реформистских общин, к которым принадлежат несколько сотен человек.

Иллюстрация: Smig

Важно понимать, что либеральные движения — очень неоднородная конструкция. Например, далеко не каждая женщина в реформизме накладывает тфилин или носит кипу — это зависит не столько от общины, сколько от самой женщины и её взглядов. Не каждый реформист ест креветки или ездит на машине в субботу (и то и другое — нарушение с позиции ортодоксального закона). Оказавшись в Шаббат в одной либеральной синагоге, вы услышите синтезатор, во второй — гитару, а в третьей — лишь кантора, ведущего службу а капелла.

Именно в этих индивидуальных различиях выражается плюрализм: каждый еврей может выбрать своё место в еврействе и уровень соблюдения традиций.

Одна из самых горячих и неоднозначных тем еврейского дискурса — реформистский гиюр. Ортодоксальные иудеи не признают реформизм частью иудаизма и даже больше — не признают реформистов частью еврейского народа. У представителей традиционных течений существует ряд претензий к «либералам», вот некоторые из них: «выборочное» соблюдение, поющие женщины-раввины и канторы, регистрация однополых браков (в СНГ такого практически не встретишь, однако в Израиле или США — запросто), игра на музыкальных инструментах и вождение автомобиля в Шаббат. По мнению ортодоксов, люди с таким фривольным и интерпретаторским отношением к hалахе (религиозному закону) и вере не могут обучать людей и принимать их в ряды народа.

Получению гиюра предшествует год учёбы, которая включает в себя изучение Танаха, еврейского календаря (традиции и праздники) и иногда иврита. По окончании учёбы проходят бейт дин (раввинский суд) — экзамен, где раввины задают вопросы потенциальному еврею. Если всё прошло успешно, человеку выдаётся теудат герут (удостоверение о прохождении гиюра), куда вписывают его еврейское имя, дату прохождения гиюра, а раввины ставят подписи. Такое свидетельство в СНГ выдаётся на иврите и русском языке. Финальный аккорд — окунание девушки в микву (особый ритуальный бассейн с проточной водой) и обрезание для парней.

Как правило, реформистский гиюр проходят по нескольким причинам, которые не сильно отличаются от причин для гиюра ортодоксального. Первая — «для себя»: человеку близка философия иудаизма, ему комфортно в либеральной общине, и он хочет стать частью народа (пусть и не все в этом народе будут согласны, что реформистского гиюра достаточно). Вторая причина — брак: это может быть как шаг в сторону получения базовых знаний, так и необходимость (для нееврея хупу не поставят).

Для реформистского бракосочетания недостаточно быть евреем по папе, хотя в общину вас с такой родословной примут без вопросов. Но если хотите жениться или выйти замуж, важно пройти реформистский гиюр — тогда раввины развернут над вами свадебный балдахин и прочитают благословения.

Третья причина — переезд в Израиль: уже около 10 лет существует практика получения израильского гражданства по реформистскому гиюру. Да, объём необходимых документов выглядит внушительно, включая вышеупомянутый теудат герут; да, важно посещать общину, поддерживать со всеми хорошие отношения и получить рекомендации раввинов. 15 лет слушаний потребовались для того, чтобы люди, прошедшие консервативные и реформистские гиюры в Израиле, могли жить в стране как полноправные граждане. А вот с гиюрами, полученными в диаспоре, всё обстоит проще — об этом мы ещё расскажем.

Подготовила Настя Венчикова

А какое течение иудаизма вам близко? Пишите нам в комментариях!

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм