Что за верёвочки висят у евреев?
В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся, зачем евреи вешают под одежду белые нитки с узелками — они же цицит
Верёвочки, которые выглядывают у религиозных евреев из-под одежды, называются цицит. Дословно с иврита это слово переводится как «бахрома» или «прядь волос». Эти белые нити с узелками привязаны к каждому из четырёх углов большого покрывала, в которое евреи облачаются во время молитвы. Само это покрывало с чёрными, синими или голубыми полосками называется талитом.
Зачем нужны цицит?
Нити-цицит призваны напоминать верующему человеку постоянно думать о Б-ге. В суете дня человек с головой погружается в мирские дела — но, взглянув на цицит или даже случайно коснувшись их рукой, вспомнит о Вс-вышнем.
Заповедь носить цицит впервые появляется в Числах (Бамидбар):
«И сказал Г-дь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих во всех поколениях, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Г-дни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Б-гом вашим» (Числа 15:37–40).
Таким образом, согласно Торе, нити на талите должны быть голубого цвета. Однако в наши дни их часто оставляют белыми: дело в том, что в древности использовали специальный краситель, который давал голубой цвет, тхелет. Его добывали не то из тела некоего морского животного, не то из крови редких улиток хилазон. В любом случае секрет изготовления красителя был утрачен после разрушения Второго храма и рассеяния евреев по миру. В талмудическом трактате «Менахот» говорится, что эту краску ни в коем случае нельзя «подделывать», то есть пользоваться какими-либо красками-заменителями, пусть даже близкими по цвету. Поэтому многие общины предпочитают сейчас вообще никак не окрашивать цицит.
Кто и как носит цицит?
Мицва носить цицит относится только к мужчинам, которым исполнять её следует с возраста бар-мицвы. При этом женщинам носить талит с цицит не возбраняется, и во многих общинах в покрывало-талит с цицит по краям облачаются дамы и даже девочки.
Кстати, цицит располагаются не только на талите, но на «маленьком талите», называемом талит катан, или арба канфот («четыре угла»). Талит катан выглядит как безрукавка, и многие религиозные евреи носят её под одеждой. В то время как талит носят главным образом женатые мужчины, талит катан надевают даже малышам, когда учат их исполнять заповеди.
Нумерология в цицит
В тексте Торы содержится предписание сделать цицит на углах талита, а затем поверх цицит повязать нить того самого цвета тхелет. Сколько нитей в цицит, нужно ли делать узелки, сколько витков делать — обо всём этом в Торе ни слова.
Но наши любимые еврейские мудрецы, конечно, не могли оставить этот момент без внимания. В Талмуде они подробно описали, сколько нитей нужно взять, сколько узелков сделать и какой у этого всего духовно-символический смысл.
Так, поиск логической связи между цицит и Б-жьими заповедями привёл к следующему открытию.
Числовое значение слова «цицит» — 600. Каждая из бахромок состоит из восьми нитей и пяти узлов, что в сумме составляет 613. Это число соответствует 613 заповедям, содержащимся в Торе.
Также было отмечено, что при изготовлении бахромы длинная нить обматывается вокруг других нитей между пятью узелками 7, 8, 11 и 13 раз соответственно. Первые три числа равны 26, что является числовым значением тетраграмматона (согласно иудейской традиции — четырёхбуквенное непроизносимое имя Б-га). Сумма 11 и 13 равна числовому значению слова «эхад» («один»). Таким образом, цицит не только напоминают еврею о 613 Б-жественных заповедях, но и подчёркивают главную доктрину иудаизма — что Г-дь един.
Стоит ли упоминать о том, что у разных общин сложилось множество разных традиций насчёт ношения цицит?
Цицит и немного романтики
В заключение приведём поучительную и очень романтичную историю о цицит из Талмуда. Её в своей книге «Еврейский мир» пересказывает раввин Йосеф Телушкин.
Ученик рабби Хии, который всегда носил цицит, услышал о блуднице, которая брала 400 золотых монет за свои услуги. Он заранее всё оплатил и договорился о времени свидания. Войдя в комнату, он увидел обнажённую женщину на кровати. Но как только ученик рабби Хии приблизился к ней, четыре кисти цицит ударили его по лицу. Женщина встала с кровати и воскликнула: «Клянусь головой императора, я не оставлю тебя, пока ты не скажешь, какой изъян ты нашёл во мне?»
Он же ответил: «Я не видел женщины красивей тебя, но у нас есть заповедь, данная Г-дом Б-гом нашим, — цицит». И объяснил ей, что цицит должны напоминать о заповедях. В частности, «не прелюбодействуй». Блудница сказала: «Я не отпущу тебя, пока ты не скажешь своего имени, названия твоего города и школы, в которой ты изучаешь Тору. И назови мне имя твоего учителя». Всё это он передал ей и уехал. А блудница была так потрясена, что продала своё имущество и отправилась в ешиву рабби Хии, где сказала ему, что хочет принять иудаизм.
«Дочь моя, — ответил рабби Хия, — возможно, тебе понравился один из моих учеников».
Она взяла бумагу, данную ей тем человеком, и передала её рабби Хии. «Иди, — сказал рабби, — и наслаждайся своим приобретением». Блудница прошла гиюр и вышла замуж за своего праведного клиента.
Подготовила Аня Субич