Что значит «шалом»: еврейский взгляд на мир
Шалом, или мир, — одна из трёх важнейших еврейских ценностей, наряду с правдой и справедливостью. Разбираемся вместе с коллегами из My Jewish Learning, какие смыслы вкладываются в слово «шалом» с еврейской точки зрения
Словом шалом евреи пользуются в качестве приветствия, но буквально оно значит «мир» и происходит от корня, передающего идею полноты, целостности и законченности.
Поэтому значение этого слова в еврейской традиции шире, чем просто «отсутствие войны или иного противостояния». В разных контекстах шалом может означать и физическую целостность, и моральные ценности, и даже кое-какие вселенские принципы.
В Торе шалом обычно используется, чтобы описать состояние дел — когда всё хорошо, спокойно и мирно, когда всё процветает и никакие беды не затмевают горизонт.
Шалом — это благословение, манифестация Б-жественного милосердия. А в талмудической традиции это слово в первую очередь означает этическую категорию — способность преодолеть разногласия, споры и конфликты. Во многих текстах говорится или подразумевается, что стремление к миру — это обязанность каждого человека и истинная цель самых разных правил и социальных конструктов. В первую очередь это касается мира в семье и в общине, внутреннего спокойствия всех евреев, и в меньшей степени — внешних связей между народом Израиля и другими народами.
Впрочем, часто имеются в виду оба подхода сразу. Правила, принятые мудрецами «ради путей мира» (мипне даркей шалом) подходили и для того, чтобы уладить разногласия между мужем и женой — и для того, чтобы урегулировать отношения между евреями и неевреями.
Мудрецы обильно восхваляли шалом, вплоть до того, что некоторые из них даже стали видеть в этом понятии мета-ценность, превосходящую все другие еврейские ценности — разве что за исключением справедливости.
Они считали шалом высшим назначением всей Торы: «Всё, что написано в Торе, написано ради мира» (Танхума Шофетим 18).
Мудрецы много обсуждали вопросы соотношений между еврейскими ценностями в ситуациях, где разные нормы могли друг другу мешать. Например, шалом противопоставлялся справедливости: рабби Йеошуа бен Корха учил, что «там, где есть справедливость, нет мира, и где есть мир, там нет справедливости», и говорил, что следует стремиться к компромиссу и уравнивать справедливость шаломом. На другом уровне шалом противопоставлялся правде — рабби Элиэзер бен-Шимон учил, что можно отойти от правды ради мира: хотя ложь и обман запрещены еврею, этот запрет можно нарушить, если цель — примирить человека и его ближнего.
Шалом рассматривается мудрецами как отдельная ценность, которая должна взаимодействовать с другими ценностями. Так что есть и подход, предписывающий искать гармонию и не противопоставлять, а сочетать еврейские ценности: «Тремя вещами сохраняется мир: справедливостью, правдой, и шаломом, и три они как один — если достичь справедливости, достигнешь и правды, и шалома» (Таанит 4:2). Не зря ведь и Вс-вышний устанавливает шалом между высшим и низшим мирами, между всеми обитателями высших сфер, между солнцем и луной и так далее. «И если небесные существа, избавленные от зависти, ненависти и соревновательности, нуждаются в шаломе, насколько больше в нём нуждаются низшие существа, которые и ненавидят, и завидуют» (Дварим Рабба).
А ещё шалом — одно из имён Г-да, как сказано в Талмуде: «Имя Б-га есть “мир”».