РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Дети и деньги: как подружить их друг с другом. Советы раввина

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы говорим с раввинами разных общин и течений на волнующие нас темы. На этот раз решили разобраться с детьми и деньгами. Надо ли учить ребёнка копить деньги? Стоит ли отправлять его на подработку? Что делать, если его траты нерациональны? Отвечает главный раввин Нижегородской еврейской общины Шимон Бергман

— Мы должны воспитывать наших детей, и обращение с деньгами — часть этого воспитания. Следует объяснить детям, как зарабатывать деньги и что потом с ними делать. Работать или не работать ребёнку во время каникул — это частности, а сосредоточиться нужно на том, чтобы привить детям несколько очень важных заповедей:

1. Деньги — это не цель, а средство. Это возможность помогать родителям, нуждающимся, покупать что-то хорошее.

Раввин Шимон Бергман, его супруга рабанит Яэль, их дети, зять и первый внук (младенец на руках)
Раввин Шимон Бергман, его супруга рабанит Яэль, их дети, зять и первый внук (младенец на руках)

2. Деньги следует зарабатывать только честным образом, руководствуясь принципом: всё, что принадлежит нам, — наше, что не принадлежит — не наше.

Первый вопрос, который задают человеку, когда он поднимается в 120 лет на небеса, — это «Как ты зарабатывал и как вёл свой бизнес?».

3. Когда у нас появляются деньги, мы должны помнить заповедь Торы о десятине, помощи бедным. Так мы воспитываем и своих детей, и самих себя.

Честно зарабатывая деньги, мы становимся лучше, добрее и полезнее.

С какого возраста нужно говорить с детьми о деньгах?

У евреев есть традиция дарить детям небольшие суммы на праздник Хануки. Эти деньги так и называются — хануке гелт, и выдаются не только и не столько для того, чтобы побаловать детей, сколько для того, чтобы, во-первых, приучить их давать цдаку, то есть жертвовать деньги беднякам, а во-вторых, научить их бережному отношению к деньгам, умению копить, а не тратить на пустяки. Например, можно договориться с братьями и сёстрами, чтобы объединить полученные деньги и вместе купить что-то полезное для всех. 

Что делать, если подросток принципиально не хочет подрабатывать, а ситуация в семье критическая?

По моему мнению, подросток 13–14 лет не должен работать, он должен учиться. Есть всевозможные способы помочь своим близким и родным без отрыва от учёбы.

А если ребёнок тратит заработанные деньги не на то? На сладости или странную одежду? 

Ответ на этот вопрос касается не только денег. Всё это зависит от воспитания — какие фильмы смотреть, как одеваться. Не нужно навязывать подростку своё мнение, нужно объяснять, а ещё лучше — показывать собственным примером. 

В еврейских семьях не принято наказывать ребёнка через запреты. Таким образом ребёнок не живёт в узких рамках запретов и наказаний, а учится корректировать поведение ради своего же блага.

Не всё, к счастью, зависит от нас. Мы должны научить детей верить во Вс-вышнего, соблюдать заповеди, молиться — и взамен они получат знания и понимание, что хорошо, а что плохо.

Подготовила Арина Крючкова 

Читайте также:

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем