Дни трепета: последняя возможность попасть в Книгу жизни
Первые 10 дней месяца Тишрей — от Рош а-Шана до Йом-кипура — известны как «Десять дней раскаяния» или «Дни трепета». Разбираемся, почему сейчас как никогда важно помогать окружающим и стараться стать лучшей версией себя
«Днями раскаяния» в иудаизме считаются первые 10 дней месяца Тишрей: два дня Рош а-Шана, Йом-кипур и семь дней между ними. Однако, поскольку у Рош а-Шана и Йом-кипур есть свои особые названия, «Десятью днями раскаяния» (или «Днями трепета») зачастую называют только дни между ними — хотя их, на самом деле, всего семь. Мы перевели статью раввина Реувена Хаммера для «My Jewish Learning» о том, почему раскаяние, молитва и помощь ближним в эти дни — последний шанс повлиять на собственную судьбу перед Йом-кипуром.
Концепция этих особых дней восходит, по крайней мере, к III веку до нашей эры. Рабби Йоханан, живший в Земле Израиля в этот период, описывает своё видение божественного суда и записи в Книгу жизни и смерти в это время года:
«На Рош а-Шана на небесах открываются три книги: одна для полностью нечестивых, одна для полностью праведных и одна для тех, кто посередине. Совершенные праведники сразу же записываются в Книгу жизни. Полные нечестивцы тут же попадают в Книгу смерти. А вот решение о судьбе тех, кто находится между этими двумя крайностями, приостанавливается до Йом-кипура. Если они поступают хорошо, их записывают в книгу жизни. Если нет — в книгу смерти» (Трактат «Рош а-Шана» 16б).
Таким образом Десять дней трепета — это возможность исправиться. А поскольку абсолютная праведность и нечестивость — явления довольно редкие, то Рош а-Шана для большинства людей служит началом испытания, которое длится вплоть до Йом-кипура.
Это необычное испытание. Ведь большинство испытаний направлены на определение ответственности за прошлые поступки. А этот суд имеет дополнительное измерение: определить, что можно сделать с будущими поступками.
Десять дней раскаяния имеют решающее значение для исхода суда: получается, что окончательный вердикт определяется нашим отношением к своим проступкам и попытками исправить их, изменив себя.
В известном пиюте (религиозном стихотворении) «Унетана токеф» говорится о том, что между Рош а-Шана и Йом-кипуром есть возможность «отвратить суровый указ» с помощью трех действий: раскаяния, молитвы и благотворительности. Требования к раскаянию включают в себя изменение хода своих мыслей, чувство сожаления и решимость измениться, а также усилия по исправлению последствий своего проступка.
Эффективность покаяния и молитвы стали предметом спора между рабби Иегудой и рабби Иегошуа бен Леви, двумя мудрецами начала III века из Земли Израиля. Рабби Иуда учит, что «раскаяние отменяет половину наказания за грех, а молитва отменяет все наказание», в то время как рабби Иегошуа придерживается противоположной точки зрения. Другой ранний аморай (мудрец Талмуда), рабби Ханана бар Ицхак, пересказал легенду о встрече Адама и Каина.
Адам сказал ему: «Что случилось с твоим наказанием?». Каин ответил: «Я раскаялся, и оно было смягчено». Когда Адам услышал это, он ударил себя по голове и сказал: «Так велика сила покаяния, а я не знал об этом!».
Крайности, на которые пошел раввинистический иудаизм, чтобы убедить людей в возможности покаяния, иллюстрируются в Талмуде историей Элазара бен Дурдая, человека, который «искал всех блудниц в мире».
Однажды он отправился в далекий путь, чтобы насладиться благосклонностью одной женщины, которая плюнула ему в лицо и сказала: «Как эта плева никогда не вернется туда, откуда пришла, так и Элазар бен Дурдайя никогда не достигнет раскаяния!». Он был так поражен и обеспокоен, что немедленно попытался раскаяться. Пошёл и сел между двумя горами и холмами и сказал: «Горы и холмы, просите милости для меня!». Они ответили: «Прежде чем мы сможем сделать это для тебя, мы должны умолить о милости для самих себя, как сказано: «Чтобы горы сдвинулись и холмы поколебались» (Исайя 54:10).
Равные возможности
Другая важная раввинская история о раскаянии касается известного отступника Элиши бен Абуя, которого его ученик рабби Меир призывал покаяться, но тот ответил, что не может. Когда его спросили, почему это так, он объяснил, что однажды проезжал мимо Святая Святых в Йом-кипур и услышал голос, провозгласивший: «Возвращайтесь, мятежные дети, я исцелю ваши недуги, кроме Элиши бен Абуя, который знал мою силу и восстал против меня». Саул Либерман однажды заметил, что это было величайшим отступничеством Элиши, поскольку покаяние всегда открыто для всех.
Хотя раскаяние является основным действием, которое необходимо совершить в течение Десяти дней покаяния, благотворительность и молитва не менее важны.
Цдака — благотворительность или дела праведности — требует, чтобы мы посмотрели за пределы себя и увидели нужды других. Что мы можем сделать, чтобы помочь тем, кто нуждается в нас, финансово или иным образом? Во многих синагогах перед Йом-кипуром у дверей ставят тарелки для благотворительности, чтобы люди могли сделать пожертвования. Важно отметить, что акцент, который делается на цдаке в это решающее время еврейского года, лишь призвано убедить нас в необходимости сделать её частью нашей жизни в целом. Молитва, другое действие, которое может смягчить наше наказание, является еще одним методом самоанализа и изменения характера. Ежедневные молитвы и особый Шаббат между Рош а-Шана и Йом-кипуром по-особому усиливают обычные службы.
Перевела Аня Субич