«Дом всех карельских евреев». Как устроена община в Петрозаводске
В нашей новой рубрике «Найти своих» мы рассказываем про еврейские общины городов России. Сегодня поговорили со студенткой из Петрозаводска Мирьям Терентьевой о том, как ей живётся в городе, где совсем небольшая еврейская инфраструктура
— Евреи Петрозаводска очень немногочисленны, и вот почему. В царское время евреи не могли селиться вне черты оседлости, а Олонецкая губерния, сердцем которой был Петрозаводск, туда не входила. В Советском Союзе картина изменилась, с началом антисемитской кампании в Карелию стали приезжать евреи, лишившиеся работы в Ленинграде и Москве. Но в начале 1990-х, когда Союз развалился, карельские евреи массово устремились на историческую родину, в Израиль.
В городе осталась всего горстка евреев, и далеко не все из них участвуют в жизни здешней общины. Так что вы, наверное, понимаете: с еврейской Москвой еврейский Петрозаводск не сравнить.
Здесь нет ни раввина, ни кошерных магазинов и ресторанов, ни мероприятий для еврейской молодёжи.
И о еврейских детских лагерях в Карелии я никогда не слышала — есть только выездные от «Сохнута» под Питером.
Однако своё гнёздышко у нас всё-таки есть! Известно оно как Общество еврейской культуры, или РЕНКА — Региональная еврейская национально-культурная автономия. Мы называем его просто «Шалом»: зайду завтра в «Шалом», взял эту книжку в «Шаломе». И это чудо-место заменяет нам всё! Это ульпан — время от времени там проводятся уроки иврита. Это в своём роде синагога — там есть свиток Торы и книги Танаха, которые завсегдатаи общины приходят читать по воскресеньям.
И это дом всех карельских евреев и их друзей: туда можно заглянуть почти в любое время, чтобы выпить чаю или кофе, пообщаться или позаниматься своими делами.
До пандемии мы отмечали в «Шаломе» еврейские праздники.
Руководит общиной Дмитрий Григорьевич Цвибель, который всегда просит называть его просто Димой. Он талантливый пианист, автор нескольких книг, издатель и редактор газеты «Общинный вестник», общественный деятель и мой большой друг.
Сам «Шалом» — загляденье: просторная, очень светлая квартира в центре города, две большие комнаты. В одной ульпан для занятий с детьми, а в другой «синагога» — там в специальном шкафчике хранится Тора. Есть еврейская библиотека, выпуски журнала «Лехаим» и брошюры о Хануке, Пуриме и других праздниках, красивые мезузы, витрины с бокалами для кидуша, коробочка для денег на благотворительность — цдаки, фотопанорама Иерусалима над пианино.
Израильских флагов у нас несколько. В «синагоге» «шаломцы» принимают гостей, и там два флага — большой израильский и флаг Петрозаводска. Дима Цвибель шутит, что мы, если не считать администрацию, единственное учреждение города, где есть флаг Петрозаводска.
В основном «Шалом» — это или взрослые, или дети. Молодых людей моего возраста почти нет. Дети приходят заниматься в воскресную школу: Людмила Николаевна Гринберг знакомит их с сюжетами Торы и учит ивритским словам.
Я бываю в общине почти каждую неделю: прихожу, когда хочу поговорить с кем-то из своих — и когда нужно побыть одной.
Это место не очень известно в городе, и поэтому, вероятно, сохраняет особое тепло.
Конечно, у евреев из более крупных городов явно больше возможностей для того, чтобы делать собственную этнорелигиозную идентичность частью повседневной жизни. Но ощущать всеми струнами души свою связь с огромной семьёй, крупицы которой разбросаны по всему миру, можно и тут, в Петрозаводске.
Просто навестите наш «Шалом»!
Записала Соня Назарова