Если есть Б-г, то почему в мире столько плохого? Мнение раввина

9 июня, 2022
Читать: 6 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Раввин города Обнинска Арон Головчинер объясняет, откуда берутся добро и зло с точки зрения иудаизма

— Существование зла в мире — конечно, философская тема. Её обсуждения не утихали на протяжении многих веков. Конечно же, основной вопрос — как может существовать зло, если Б-г добр? Ведь природа Вс-вышнего — это изначально добро. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно разобраться, что такое зло в частном случае и во вселенском масштабе. Есть фраза рабби Акивы: «Всё, что делает Вс-вышний, — всё к добру». Поэтому мы понимаем, что в глобальном смысле всё происходящее делается с хорошими намерениями. Но, с другой стороны, это не объясняет существование зла как такового. 

На самом деле, в еврейской традиции самое важное — определить систему отсчёта: что есть добро и что есть зло?

В повседневной жизни мы привыкли, что хорошее — это то, что нам нужно, что нам помогает. А зло — то, что противоречит нашей воле и нашим желаниям, лишает нашу жизнь комфорта и причиняет нам страдания. Мы понимаем, что восприятие добра и зла с человеческой точки зрения несколько эгоистично. Всё, что для меня хорошо, — хорошо, всё, что для меня плохо, — плохо. Но, если говорить о существовании мира как такового, очевидно, что в философском плане у Вс-вышнего совсем другие отношения с добром и злом. Человек вкусил от плодов древа познания добра и зла. В высшем понимании это не то добро и зло, о котором мы говорим в повседневной жизни. 

Что же такое зло? С точки зрения Вс-вышнего (или, так сказать, когда мы думаем о Вс-вышнем), зло — то, что создаёт преграды между человеком и Б-гом. Так мы понимаем, что суть добра — это альтруизм, выполнение заповедей, следование путям Вс-вышнего. А зло — это нечто противоположное. Это эгоизм, желание получить что-то для себя и не отдавать другим.

Зло — то, что отделяет человека от Б-га. 

Итак, существует два вида Зла. Одно зло — то, как его воспринимает человек. Второе — абстрактное зло, которое существует в мире. Определившись со всеми этими терминами, мы можем сказать, что отношение человека к своим проблемам, безусловно, важно. Всё, что происходит с человеком, имеет смысл — ведь в мире ничего не происходит просто так. Неудобства и трудности — это испытания, которые необходимы человеку, чтобы перейти на более высокий уровень. Или же Вс-вышний хочет, чтобы человек исправился, вернулся на путь соблюдения заповедей. С мистической точки зрения проблемы человека в этой жизни — наследство его предыдущих воплощений, когда он что-то испортил. В теперешней жизни он должен исправиться. Пусть мы воспринимаем такие проблемы негативно, в них есть определённая позитивная сторона. Человек переживёт все испытания: их не даётся больше, чем он может выдержать. 

В нашем мире б-жественный свет сокрыт до такой степени, что на данный момент нет стопроцентных доказательств даже существования Б-га. И уж тем более доказательств того, какими путями надо идти и чем руководствоваться. Вс-вышний специально сделал наш мир таким: он скрыл своё присутствие. Именно поэтому в нашем мире и происходит работа по привлечению б-жественной энергии. Ибо мир наш должен исправиться и прийти к совершенству. Для этого надо определённым образом переработать зло, которое есть в мире.

Есть, конечно, часть зла, с которой нам легче работать, а именно с личным эгоизмом. Но также есть вселенское зло, с которым мы, к сожалению, пока не в состоянии справиться. 

Например, если человек ест кошерную пищу исключительно для удовольствия, то, даже соблюдая кашрут, он всё равно духовно не совершенствуется. А если человек ест вкусные кошерные блюда не только для удовольствия, но и соблюдая заповедь — например, в субботу он обязан питаться лучше, вкуснее, так как это священный день, — тогда это приводит к духовному прогрессу. Бывают ситуации, когда человек не может питаться кошерно по разным причинам: например, если лекарства содержат некошерные компоненты, но без них человеку никак не выжить, то можно их употреблять. В этом и идея заповедей: по сути, всё в этом мире зависит от того, в какую сторону мы сами повернём тот или иной поступок. 

Получается, что зло — это не только то, что мы сами воспринимаем в негативном свете, но и то, что отдаляет нас от Б-га, мешает связи с ним. По сути, этот эгоизм закодирован в нашем мире, и нам его нужно исправлять.

Человек — партнёр Б-га по мирозданию, он делает «нижнюю» работу на земле, в то время как Вс-вышний делает «верхнюю» работу. 

Есть известная история: когда первого любавичского ребе спросили, что бы он хотел изменить в мире, если бы у него была такая возможность, он ответил, что ничего менять бы не стал. Получается, на самом высоком уровне всё, что происходит в мире, — это добро. Другое дело, конечно, что не каждый может воспринимать это в таком ключе. 

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм