Игры, в которые играют люди: еврейский след в виртуальной реальности

27 апреля, 2022
Читать: 7 мин

Пока космические монстры предвкушают зомби-апокалипсис, «Цимес» рассказывает о пяти гейм-креаторах и их компьютерных играх, получивших признание за последние 20 лет

Кто: Дэвид Яффе

Игровые студии: SingleTrac, Incognito Entertainment, SCE Santa Monica

Чем известен: первые две части God of War и серия Twisted Metal

Самые известные игры Дэвида Яффе — квинтэссенция эпохи, когда они появились. Брутальные, жестокие, наполненные кровью и убийствами. Серия Twisted Metal, первая игра которой вышла в далёком 1995-м для первой же PlayStation, стала открытием жанра action racing — гонок, где игрок должен был уничтожать своих соперников, расстреливая, взрывая и сталкивая их машины навстречу огню. На рынке эти игры продержались без малого 17 лет — последняя часть «Скрежета металла» вышла в 2012 году. Другая серия, God of War, по сей день остаётся одной из самых популярных среди геймеров. Уже больше 13 лет игроки примеряют на себя роль спартанского воина Кратоса, кромсая, разрезая на части и превращая в кровавую кашу толпы врагов: людей, демонов, мифических тварей, титанов и даже богов. В 2018 году God of War признали лучшей игрой всех времён. И хотя за вторую часть игры Яффе даже удостоили премии BAFTA в номинации «Сюжет и персонажи», над последующими играми серии он уже не работал

Кто: Уоррен Спектор

Игровые студии: Origin Systems, Looking Glass Studios, Ion Storm Austin

Чем известен: Ultima Underworld, первые части игр серий Deus Ex и Thief

Игры, созданные при участии или под руководством Уоррена Спектора, считаются культовыми образцами конца 1990-х — начала 2000-х. И хотя некоторые из них уже не запустить без помощи специального эмулятора, они остаются идеальным примером для многих знаменитых студий. Так, одно из первых детищ Спектора — ролевое фэнтези-приключение Ultima Underworld (1992), рассказывающее историю о спуске героя в бесконечную Стигийскую бездну, — вдохновило студии Bethesda, Valve и Arkane на создание собственных миров и игровых особенностей. Выпущенный в 1994 году System Shock — о безымянном хакере в мире киберпанка — повлиял на дальнейшие игры жанра action-adventure, сделав дизайн и сюжет неотъемлемой частью приключения. Вышедшие в 1998-м и 2004-м Thief: The Dark Project и Thief: Deadly Shadows развивали геймплейные особенности стелс-игр (жанр, согласно которому игрок должен избегать обнаружения своего персонажа противниками или скрытно их устранять. — Прим. «Цимеса»), экспериментируя со светом и звуковым окружением. А стелс-экшен Deus Ex (2000), неоднократно названный лучшей игрой всех времён, вообще вывел на новый уровень такое понятие, как нелинейный геймплей, предоставив игрокам десятки способов достижения цели.

Кто: Кен Левин

Игровые студии: Looking Glass Studios, Irrational Games, Take-Two Interactive

Чем известен: играми System Shock 2, Bioshock и Bioshock Infinite

Несмотря на то что творческий путь Левина начался ещё с работы над сценарием Thief: The Dark Project, настоящую славу ему и его команде принесли более поздние проекты. Продолжение культового сюжетного экшен-шутера — System Shock 2 (1999) позволило Левину отточить навыки сценарной работы, чтобы в 2007 году под эгидой издателя Take-Two выпустить в свет шутер Bioshock. Последний собрал под одним соусом множество игровых механик, интересный сюжет, необычную атмосферу и невероятное музыкальное сопровождение. История о Восторге — подводном городе, превратившемся из-за человеческих пороков в антиидеал государства, — получила множество положительных отзывов, несколько наград и статус игры года. Над сиквелом Левин не работал, но зато вернулся спустя шесть лет вместе с новой историей, Bioshock Infinite. На этот раз подводная антиутопия сменилась воздушной, а критика индивидуализма и капитализма — рассуждениями о ценности человеческой жизни, расизме и религии. Эксперимент удался: наглядным тому подтверждением стала очередная куча номинаций, наград и обсуждений.

Кто: Джейсон Рубин

Игровые студии: Naughty Dog, THQ

Чем известен: серия игр Crash Bandicoot

Игры для первой PlayStation сейчас кажутся раритетом. Однако выход в 2018 году сборника ремастеров первых трёх игр, сюжет которых строится вокруг вымышленного персонажа Крэша Бандикута, доказывает: геймеры всё ещё готовы тряхнуть стариной (читайте: играть в «старьё», вышедшее в далёкие 1990-е). Крэш, чья видовая принадлежность до сих пор вызывает вопросы, стал самым успешным из ранних проектов студии Naughty Dog. 3D-платформер требовал от игроков раз за разом проходить уровни, наполненные множеством ловушек и секретов, на пути к каноническому злодею, в данном случае — доктору Нео Кортексу. Ни Джейсон Рубин, ни его друг — сооснователь Naughty Dog Энди Гэвин не могли предположить, что Крэш сможет остаться на плаву даже спустя 22 года после выхода первой игры. Но простота замысла, капелька ностальгии и грамотные графические изменения позволили оранжевому бандикуту оседлать новую волну популярности.

Кто: Нил Дракманн

Игровые студии: Naughty Dog

Чем известен: серии игр Uncharted и The Last of Us 

Нил Дракманн, чьё имя среди современных геймеров кто-то произносит с восхищением, а кто-то — с презрением, среди других участников подборки выделяется своей верностью уже упомянутой студии Naughty Dog — в штате компании он работает 18 лет. Начав как стажёр, Дракманн медленно, но верно поднимался по карьерной лестнице, совершенствуя свои навыки сценариста и креативщика. Если в титрах первой части экшен-адвенчуры Uncharted он значился лишь как обычный гейм-дизайнер и сценарист (хотя это уже немалого стоит), то при создании сиквела был уже ведущим гейм-дизайнером. Дальше — больше: с 2009 года, когда началась разработка игры The Last of Us, Нил занял кресло креативного директора, в котором прекрасно себя ощущает по сей день. Отчасти с подачи Дракманна студия создала историю о мире постапокалипсиса — о двух потерянных людях, которым предстоит измениться по ходу сюжета. Действие происходит после глобальной катастрофы — пандемии, спровоцированной мутировавшим грибом кордицепсом. Вторая часть игры вызвала изрядное недовольство в интернете из-за необоснованных, по мнению некоторых, сюжетных поворотов. Тем не менее Дракманн остаётся на высоте и продолжает работать в таком, казалось бы, прямолинейном жанре, как action-adventure. И не имеет значения, беготня ли это с археологом Натаном Дрейком, который «вовсе-и-не-Индиана-Джонс», или истории о Джоэле, Элли и Эбби, решающих проблемы и пожинающих плоды своих трудов в условиях зомби-постапокалипсиса.

Подготовил Илья Агафонов

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм