Форму образующие: архитекторы-евреи и их шедевры
Евреи посадили миллионы деревьев, произвели на свет столько же сыновей, а некоторые из них успешно проектировали дома. «Цимес» изучает еврейский след в архитектуре на примере шести зданий, авторы которых — наши люди
Синагога Бет-Цион в Баффало, США
Реформистская синагога на Делавэр-авеню в Баффало служит домом крупнейшей еврейской общине в Западном Нью-Йорке и одновременно одной из старейших и крупнейших реформистских общин в стране. Круглое здание с 10 стенами, символизирующими 10 заповедей, спроектировал Макс Абрамовиц — американский архитектор еврейского происхождения, сын иммигрантов из Румынии. Профессии он учился в Школе изящных искусств в Париже, а вот оттачивал мастерство уже в Штатах, где и можно увидеть большинство его работ — от концертного зала Дэвид-Геффен-холл в Нью-Йорке до Научно-исследовательского центра Университета Питтсбурга.
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания
Здание на берегу реки Нервьон — признанная икона деконструктивизма. С чем его только не сравнивали: и с артишоком, и с распустившейся розой. Кажется, даже автор проекта Фрэнк Гери до конца не определился с центральным образом: «На открытии музея я сказал себе: „Что же такое я сделал?!“» Что бы это ни было, с появлением титанового пришельца сработал пусковой механизм «эффекта Бильбао»: в город хлынули толпы желающих взглянуть на архитектурное чудо, и индустриальный регион на севере Испании мгновенно превратился в туристическую Мекку.
Башня Эйнштейна в Потсдаме, Германия
Здание астрофизической лаборатории, спроектированное экспрессионистом Эрихом Мендельсоном, в своё время (год её открытия — 1921-й. — Прим. «Цимеса») совершило революцию в архитектуре — да и сегодня выглядит как привет из далёкого будущего. Предполагалось, что в башне будут проводить эксперименты, доказывающие теорию относительности Эйнштейна. Сам нобелевский лауреат тут никогда не бывал, но активно поддерживал строительство и дистанционно участвовал в научной работе. Кстати, наукой здесь занимаются до сих пор — в рамках программы исследований Института астрофизики Лейбница в Потсдаме.
Национальный дом парламента в Дакке, Бангладеш
Одно из крупнейших правительственных зданий в мире спроектировал Итце-Лейб Шмуйловски, он же Луис Кан, наследник авангардистов Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ. Внушительный комплекс с газонами, озером и жилыми домами для членов парламента — воплощение фирменного кановского стиля: сложные формы плюс воздух, монументальность конструкции в сочетании с лёгкостью отдельных элементов — в данном случае проёмов правильной геометрической формы.
Музей MET Breuer в Нью-Йорке, США
До 2015 года в доме на Мэдисон-авеню, 945, располагался Музей американского искусства Уитни. Когда он перебрался в новое здание авторства Ренцо Пиано, пришла очередь MET Breuer — музея современного искусства, в котором в рамках тематических выставок показывают экспонаты из коллекции The Metropolitan Museum of Art. «Как должен выглядеть музей на Манхэттене? Точно не как офисное здание или место для лёгких развлечений. Он должен стать медиумом между энергией улицы и глубиной искусства», — размышлял над своим проектом архитектор Марсель Брёйер, начинавший с преподавания в Баухаусе, а затем возводивший шедевры брутализма в Нью-Йорке. Вход в MET он расположил под перевёрнутым зиккуратом с асимметричными окнами — и теперь кажется, будто перед тобой стоит великан, который, выпятив грудь, пытается защитить нечто хрупкое и уязвимое.
Дом авиаторов в Москве, Россия
Он же «Дом на ножках» мастера модернизма Андрея Меерсона. Здание строили к Олимпиаде 1980 года, а в итоге отдали работникам авиационного завода «Знамя труда». Первый этаж начинается на уровне четвёртого, что создаёт ощущение, будто этот бруталистский космический корабль завис над землёй (а если ломаются лифты — ощущение, что беспощадная кардиотренировка никогда не закончится). Глядя на Дом авиаторов, многие вспоминают знаменитую «Жилую единицу» Ле Корбюзье в Марселе. И неспроста: в обоих случаях это попытка по-новому взглянуть на соотношение частного и коллективного в жилом пространстве.
Подготовила Мария Белоковыльская
Фото в анонсе: Руслан Кальницкий/Pexels