Где граница между помощью и вмешательством в личную жизнь? Мнение раввина

18 ноября, 2021
Читать: 3 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Сегодня размышляем, как помогать ближнему, чтобы это не оказалось совершенно неуместно: с «Цимесом» эту тему обсуждает раввин Московской еврейской общины района Сокол — Аэропорт Борух Клейнберг

— Надо признать, что любая помощь, которую мы оказываем человеку, и есть неприкрытое вмешательство в его личную жизнь. Даже самая небольшая. Хотим мы этого или нет, многим людям тяжело признать, что они не справляются сами. Им кажется, что сам факт того, что им помогают, свидетельствует об определённой неполноценности, вешает на них социальный ярлык неудачника.

Однако нет ничего стыдного в том, чтобы принять помощь в трудную минуту, особенно когда её предлагают от чистого сердца. 

Более того, Талмуд утверждает, что помощь — это также и вмешательство в личную жизнь того, кто её оказывает. Ведь сам факт оказания помощи тоже вешает на помогающего социальный ярлык — но другой, успешного и самодостаточного человека, хотя это может совершенно не соответствовать действительности.

Знаете, как в еврейском анекдоте: 

Приходит нищий к богатому торговцу. Тот просит его подождать. Проходит час, другой, а торговец всё корпит над своими гроссбухами. Нищий уже собирается уходить.
— Потерпите чуть-чуть, — оборачивается к нему «богач». — Я сейчас узнаю, могу я помочь вам или мне ид­ти с вами просить подаяние.

С точки зрения традиции нуждающийся человек и оказывающий ему помощь равны перед Б-гом. Только по каким-то неведомым нам причинам средства, необходимые бедняку для существования, он получает не напрямую, а через богатых людей.

В их прибыли изначально содержится «доля бедняка», так что, помогая ближнему, человек не «отдаёт своё», а выполняет особую миссию, с которой его послал Сам Творец. Исполнить же эту святую миссию помогает нам не кто иной, как тот самый бедный и несчастный.

И тут мудрецы заключают: то, что получает от своего доброго дела оказывающий помощь, намного серьёзней и весомей, чем поддержка, которую он предоставляет нуждающемуся.

Поэтому авторитеты еврейского закона рекомендуют помогать так, чтобы получающий помощь не знал о том, кто за ней стоит, а тот, кто помогает, не знал получателя. Во многих общинах существуют специальные фонды для оказания точечной помощи: через них можно помогать и получать помощь анонимно, так, что участвующие в этом процессе люди не будут знать друг о друге. 

Личная жизнь превыше всего!

Записала Соня Назарова

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев