И стены помогают: 6 суперзвёзд израильского стрит-арта, покоривших мир
Из акционизма под покровом ночи стрит-арт превращается в искусство элитарное. Да и сами художники из андеграундных персонажей переходят в категорию мейнстримовых звёзд. «Цимес» выбрал несколько ярких — в том числе в буквальном смысле — представителей израильского уличного искусства
Ади Сенед
Что общего у Чарли Чаплина с Санта-Клаусом, пиратами, Чудо-женщиной и маленькими квадратными персонажами, похожими на человечков Lego? Все они — герои работ Ади Сенеда, одной из ключевых фигур израильского стрит-арта, чьи муралы украшают и Флорентин, и Неве-Цедек. Квадратных человечков, у которых даже есть название, куфсоним (в дословном переводе — «мини-коробочки»), Ади придумал, когда изучал архитектуру. Сначала граффитист рисовал их вручную, а затем начал использовать трафареты. Куфсоним не появляются в одиночку — они всегда взаимодействуют с окружением, разыгрывая перед зрителем комические сцены, значение которых гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Know Hope
Аддам Йекутиели родился в Калифорнии и в 10-летнем возрасте перебрался с родителями в Израиль. Уже на первых его муралах появилась фраза «Know Hope», впоследствии ставшая творческим псевдонимом, — очевидная игра слов, балансирующая между «нет надежды» и «обрети надежду». В работах граффитиста чувствуется внутреннее напряжение. На стенах Йекутиели рисует чёрно-белых человечков, с которыми постоянно происходят драматичные события: они страдают, заламывают руки, куда-то убегают. Художник признаётся, что, исследуя разные человеческие состояния, пытается «нащупать единство в мире, разделённом на фрагменты».
Dede Bandaid
У Dede много общего с Бэнкси. Он не выкладывает личную информацию в социальных сетях, предпочитая работать инкогнито. Достоверно известно, что молодой человек окончил Академию искусств «Бецалель» в Иерусалиме и служил в израильской армии, где придумал главный образ своих работ: медицинский пластырь. Этот образ переходит от мурала к муралу. Например, в разгар пандемии граффитист сделал серию, героями которой стали известные музыканты, художники, актёры. Их тела оказались приклеены пластырями к стенам израильских домов. Таким образом автор хотел сказать о том, что из-за ковидных ограничений люди творческих профессий оказались в беде.
Ницан Минц
Не только заметная представительница современной израильской школы, но и живое свидетельство того, что в условно мужском мире граффитчиков есть свет в конце тоннеля. Ницан — художница и поэтесса. В её работах важную роль играют буквы иврита — она экспериментирует с формой, цветом и смыслами, превращая графические символы в ёмкие высказывания на самые разные темы. Познакомиться с её творчеством можно как на улицах родного для Минц Тель-Авива, так и в галерее современного искусства Zemack Contemporary Art.
Игорь Ревелис
Пару лет назад пространство у петербургского Манежа украсила «глазастая» ёлка — вместо игрушек на ней красовались фотоголограммы глаз жителей города. Инсталляцию «Ты меня видишь?» тогда обсуждали все. Её автор — израильтянин Игорь Ревелис, известный как Klone Yourself. Ревелис родился в Харькове и переехал в Израиль подростком. Он говорит, что муралы стали попыткой освоиться в новой стране и найти в ней своё место. Его героями часто становятся странноватые животные и антропоморфные существа, кажущиеся клонами в больших группах себе подобных. Сегодня работы Klone Yourself показывают в галерее современного искусства Hezi Cohen в Тель-Авиве, а за пределами Израиля их можно увидеть в США, России и Германии.
Broken Fingaz Crew
Великолепная четвёрка из Хайфы не ограничивается уличным искусством. Broken Fingaz Crew придумывают дизайн одежды, рисуют обложки музыкальных альбомов, делают анимацию. Их слава давно вышла за пределы страны и с грохотом пронеслась по Европе и Азии. В 2017 году Universal Studios заказала художникам съёмки клипа на песню группы U2 «American Soul». Фирменный стиль Broken Fingaz Crew в граффити — это смесь поп-арта, тату и эстетики комиксов, а диапазон тем варьируется от серьёзных — например, размышлений о неизбежности смерти — до ироничного переосмысления поп-культуры. Их работы настолько цельные и колоритные, что даже те, кто бесконечно далёк от стрит-арта, ни за что не смогут пройти мимо.
Подготовила Мария Белоковыльская