Как найти свое место в иудаизме, если ты квир? Отвечает раввин

10 февраля, 2022
Читать: 4 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Поговорили с раввином Джереми Боровицем, директором по еврейскому образованию в немецком «Гилеле», о том, как иудаизм смотрит на квир-персон

— В первую очередь нужно напомнить, что «квир» — термин ещё не устоявшийся. Он относится к людям с широким диапазоном идентичностей и чаще всего используется для описания людей, не вписывающихся в бинарные системы сексуальности и пола, которые общество считает более нормативными.

Важно больше говорить о глубоком чувстве боли, которое многие квир-люди испытывают в еврейских пространствах.

Любая синагога или община, которая открыто приветствует евреев, нарушающих Шаббат, должна, с галахической точки зрения, в равной степени приветствовать евреев, которые идентифицируют себя как квир-персоны. Однако чаще всего этого не происходит. А ведь в иудаизме существует идея дерех-эрец, достойного образа жизни, куда входят нормы поведения, этики и морали. Один из важных постулатов дерех-эрец — быть вежливыми с другими и оберегать их достоинство прежде собственного. 

Я попытаюсь самым прямым образом затронуть вопрос о трансгендерных мужчинах и женщинах, а также кратко упомяну людей, которые могут не идентифицировать себя ни с одним из полов.

Мы должны начать с Талмуда — уже здесь становится ясно, что гендерной бинарности для иудаизма не существует.

В Талмуде признаются как минимум четыре пола (захар — мужчина, некева — женщина, андрогинос — андрогин, то есть и мужчина, и женщина, и тумтум — скрытый пол, когда мы не можем определить, мужчина это или женщина). Эти гендеры определяются по внешним половым органам и тому, как эти люди себя презентуют.

Раввин Элиэзер Вальденберг, знаменитый посек — то есть человек, принимающий практические решения в случаях, когда галаха, еврейский религиозный закон, оставляет пространство для интерпретаций, — и автор книги «Циц Элиэзер», писал о случае трансгендерной женщины, которая не дала своей жене гет (разрешение на развод). По его мнению, если переход совершён, жена трансгендерной женщины больше не обязана получать гет, чтобы официально завершить развод, — поскольку в случае, когда кто-то меняет свои внешние половые органы, этих людей следует воспринимать согласно тому набору гениталий, который они приобрели после операции. А женщина в иудаизме не даёт гет — только получает.

Рав Вальденберг говорит о галахической идентичности транс-персон именно относительно послеоперационного периода. Однако надо понимать, что в ситуациях, когда квир-люди испытывают суицидальные мысли, принцип пикуах нефеш — «спасения души», то есть ценности человеческой жизни — становится превалирующим над любыми существующими запретами вне зависимости от того, успела ли этих людей принять галаха.

Существует официальная галахическая литература, которая поддерживает трансгендерных мужчин, выполняющих заповеди, распространяющиеся только на мужчин, однако это всё ещё новая (и развивающаяся) проблема в ортодоксальном мире. Этот мир действует в рамках гендерной бинарности, а это означает, что для людей, чья квир-идентичность выходит за рамки этой бинарности, галахических ответов пока ещё нет. Однако многие соблюдающие квир-евреи нашли ответы у раввина Эйтана Такера в ешиве «Мехон Хадар» — там продвигают идею, известную как галахический эгалитаризм, и в своей последней книге рав Такер говорит о радикальном переосмыслении гендера в галахических рамках.

Для получения дополнительной информации о проблемах трансгендеров в рамках галахи я очень рекомендую книгу «Дор Тахапухот» — «Поколение вверх ногами» — раввина Идана бен Эфраима.

Реальность такова, что галаха ещё не настолько развилась, чтобы полностью удовлетворять потребностям всех квир-людей исходя из того, как сегодня часто понимают гендер.

Но это не значит, что квир-людям нет места в иудаизме; напротив, есть раввины (в том числе и я), которые принимают вас, выслушают вас и помогут найти своё собственное уникальное и значимое место в еврейском контексте.

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм