Как устроено еврейское домашнее обучение: личный опыт
Домашнее обучение — это не только тренд новой коронавирусной реальности. Для соблюдающих евреев это возможность скомпоновать свою собственную программу обучения детей из светского и религиозного в нужной пропорции. «Цимес» поговорил с Давидом — отцом, который вместе с женой и ещё несколькими семьями организовал домашнее обучение для своих детей, — и узнал, сколько это стоит, как оформить документы и каких результатов имеет смысл ждать (а каких — не имеет)
— Меня зовут Давид, мне 43 года. Я работаю в крупной корпорации в сфере финансов.
Моя семья состоит из меня, моей жены и пятерых детей: троих мальчиков и двух девочек в возрасте от 2 до 12 лет. Школьников у нас трое — им 9, 11 и 12 лет, а ещё один ребёнок готовится идти в первый класс.
Почему мы решили организовать домашнее обучение детям
Мы религиозные евреи, а соответствующих школ в Москве не так много. Есть школы с так называемым еврейским компонентом, но они всё же больше светские. Это, например, школа 1311, школа «Эц Хаим», школа ОРТ.
Из религиозных есть школа, которую делает движение «Хабад», есть и то место, где мои дети учатся сейчас, — это школа литовской еврейской общины. Мы сначала не планировали туда идти, нам хотелось, чтобы при обучении наших детей на высоком уровне были оба компонента — и религиозный (иврит, Тора, традиции), и светский. Нам не очень нравился светский компонент у школы «Хабада», кроме того, сложно с логистикой — мы живём на юго-западе Москвы, а школа находится в районе «Менделеевской».
Нам важно, чтобы дети, которые учатся рядом с нашими, разделяли те же религиозные ценности. Мы так и не смогли найти то, что нам нужно, на карте еврейских учебных заведений Москвы — и это привело к организации домашнего обучения.
Как оформить документы
В нашей семье вопросами организации учёбы детей занималась моя жена. По её словам, чтобы перевести детей на домашнее обучение, нам нужно было прикрепить их к школе с лицензией на профильную деятельность. Эта школа будет регулярно устраивать аттестацию детей, проверять уровень знаний, которые они получают при домашнем обучении. Нужно прийти в школу и написать там специальное заявление — администрация потом сама проведёт его по всем вышестоящим организациям.
Как организовано и сколько стоит домашнее обучение
Есть семьи, которые учат дома только своих детей, но в нашем случае объединились несколько схожих по духу семей. Это религиозные еврейские семьи, и перед ними стояли те же задачи в области образования детей, что и перед нами. Наш проект существовал около двух лет, и в него вошли шесть таких семей. Детей в течение жизни проекта было от 5 до 10 — в первый год у нас был один класс, а во второй, когда подросли братья и сёстры, добавился ещё один.
Расходы обычно состоят из оплаты труда педагогов (бывает так, что кто-то из родителей педагог, но это не наш случай), оплаты питания детей и аренды помещения. Мы не оплачивали помещение, потому что расположились на территории «Бейт-Хабада». Так устроены общинные помещения: там есть синагога, но есть и другие комнаты, одну из которых мы использовали для учёбы. В результате получалось, что в среднем обучение одного ребёнка стоило 15 тысяч рублей в месяц. Если бы нам пришлось что-то арендовать, расходы выросли бы в два раза: помещение должно быть около 150 квадратов, чтобы там размещались классы и столовая.
Важно, конечно, учитывать, что прошло четыре года: наверняка с тех пор многое подорожало, инфляцию тоже не надо исключать. Сейчас цифры вышли бы другими.
Однако если сравнивать эти расходы с полноценной частной школой, то выходит, конечно, дешевле. Там месяц обучения может стоить и 80, и 100 тысяч рублей, а в лучших школах ещё больше. Нужно оплачивать труд администрации — директора, завуча, — плюс там есть норма прибыли, которую закладывает оператор. У нас же нормы прибыли не было, потому что мы всё делали только для себя. Функции завуча выполняла одна из родительниц — подбирала учителей, составляла расписание. Конечно, денег за свою работу она не брала. А канцелярские товары и учебники — совсем небольшая статья расходов.
Как было устроено питание
Мы наняли повара — религиозную еврейку, которая знала, как готовить кошерную еду, и закупали кошерные продукты. В помещении, где учились дети, уже было оборудованное для готовки место. Если повар не могла выйти на работу (например, болела или просила отгул по личным причинам), мы заказывали доставку из мест с кошерной кухней. Это выходило несколько дешевле. Повар у нас был не на весь день, а только в обед, когда нужно было готовить еду для детей. Завтракали все дети дома.
Что нам нравилось и не нравилось в процессе
Хорошо, когда удаётся найти достаточное количество родителей-единомышленников, которые разделяют примерно одни и те же ценности и одинаково смотрят на процесс обучения. Это даёт очень комфортную образовательную среду. У нас, в частности, была замечательная атмосфера. Настолько, что дети до сих пор дружат друг с другом.
Очень важно, что при таком формате можно подобрать качественных педагогов и влиять на образовательный процесс.
Но из этого проистекает главный минус — все родители хотят лучшего для детей, но лучшее, к сожалению или к счастью, все понимают по-разному.
Так как все родители участвуют в процессе, у них могут возникнуть и разные взгляды на педагогов. Появляется дискуссия. Когда ваши дети учатся в школе, вы принимаете её правила и не можете сказать: «Мне этот педагог не нравится, давайте его поменяем». То есть, конечно, можете, но вас никто не обязан слушать. А здесь, когда всё финансируется 5–10 семьями, каждое мнение заметно и может привести к конфликтам.
Почему мы отказались от домашнего обучения
У нас всё закончилось по нескольким причинам.
Во-первых, одна семья эмигрировала, а потеря каждого участника чувствительна.
Во-вторых, с парой других семей мы разошлись во взглядах на обучение.
В-третьих, у нас подросло следующее поколение детей-погодок, которым тоже нужно было начинать учиться. Нам понадобилось помещение под третий класс, а там, где мы собирались, устроить его было негде. Пришлось бы искать что-то под аренду, что увеличивало расходы, а это уже было не всем комфортно.
В-четвёртых, ушёл хороший педагог, которому мы не могли найти замену.
В-пятых, образование для религиозных детей подразумевает раздельные классы для мальчиков и девочек. До какого-то возраста раввины разрешают этого не делать, но когда дети достигают 9–10 лет, с религиозной точки зрения совместное обучение становится проблемой. У нас же было совсем небольшое количество детей, и мы не могли их разделить на классы по два человека.
Чем сердце успокоилось
В конце концов в Москве появилась хорошая альтернатива — хедер (религиозное учебное заведение) «Решит хохма», куда в итоге мы перевели детей. Сам хедер существовал давно, но изменился к лучшему благодаря новому руководителю Григорию Исааковичу Липману. До этого он создал школу 1311, но несколько лет назад покинул пост её директора, после чего начал свою работу в «Решит хохма». Благодаря тому, что Григорий Исаакович имеет большой опыт в построении качественной системы светского образования, уровень общего образования в этом еврейском религиозном учебном заведении стал комфортным для нас.
При этом наши дети точно так же, как при домашнем обучении, прикреплены к другой (на этот раз частной) школе для прохождения аттестации. Там мы тоже подписывали необходимые бумаги, договоры и заявления, а в профильные департаменты их направила сама школа.
Отношение самих детей
Детям, конечно, нравилось домашнее обучение, им было комфортно. Но и на новом месте, в хедере, им хорошо, там больше (примерно в 10 раз) других учеников, иная динамика. Здорово, что при этом сами классы остаются небольшими — по пять-шесть человек. Есть и насыщенная социальная жизнь: соревнования, конкурсы, поездки. Дети это любят.
С другой стороны, в нашей домашней школе по некоторым предметам были лучше педагоги, соученики были более близки по воспитанию и уровню развития. Но это больше родительские мысли.
Подготовила Арина Крючкова
Читайте также: