РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Как живётся в Бразилии открытой транс-еврейке

Ассусена Ассусена (Assucena Assucena) — смелая бразильянка, которая с гордостью рассказывает о смене пола (с мужского на женский) и своих еврейских корнях, пишет музыку и активно проявляет свою гражданскую позицию, рассказывая об антисемитизме и дискриминации в своей стране. «Цимес» пересказывает интервью с Ассусеной, которое она дала еврейскому феминистскому изданию Alma

Бразилия — разнообразная и сложная страна. Особенно для таких, как 32-летняя Ассусена Ассусена, ведь она — трансгендерная еврейка марокканского и сефардского происхождения. Сказывается, во-первых, то, что Бразилия — преимущественно католическая страна с богатой историей антисемитизма. Там живёт всего около 120 тысяч евреев — сравните с 211 миллионами общего населения. А во-вторых, быть трансгендером в Бразилии просто опасно. Мало того что её гомофобный и крайне правый президент Жаир Болсонару прямо заявлял в интервью, что «гомосексуальные фундаменталисты» промывают мозги гетеросексуальным детям, чтобы те «стали геями и лесбиянками и удовлетворяли их сексуально в будущем», — статистика показывает, что в стране уже 12 лет подряд совершается самое большое в мире количество убийств трансгендерных персон. В довесок к анти-ЛГБТ-настроениям президента и его семьи буквально в прошлом месяце один из его ближайших помощников использовал приветствие сторонников теории превосходства белой расы прямо во время законодательной сессии.

У Ассусены своя музыкальная группа — трио As Baías, и одна из её коллег тоже трансгендерная женщина. As Baías — популярная группа, в 2019 году их альбом «Tarântula» был номинирован на Grammy Latino, и Ассусена с коллегой стали первыми трансженщинами, когда-либо номинированными на эту премию. Вот как Ассусена сама рассказывает о своей жизни.

Что думают о евреях в Бразилии

— Из-за антисемитизма бразильская еврейская община очень закрытая, консервативная и не всегда признаёт плюрализм внутри себя. Войти без приглашения в бразильскую синагогу нельзя: надо назвать фамилию и предъявить документы. Эти правила введены с 1994 года — после того, как в аргентинском центре еврейской культуры произошёл взрыв, в результате которого погибли 85 евреев.

Евреев в Бразилии часто изображают консерваторами и капиталистами, а не революционерами или учёными, хотя это огромная часть местной еврейской общины. Это логичное продолжение нацистской концепции. И это представление — о типичном еврее в Бразилии — необходимо изменить как для неевреев, так и для евреев.

Как быть одновременно еврейкой и представительницей ЛГБТ+

— Многим людям трудно понять, как я могу совмещать эти две роли. Я выросла в маленьком городке в Баии, потом переехала в Сан-Паулу, где у меня поначалу не было проблем с еврейской общиной. Но когда я стала трансгендером, я покинула общину на восемь лет — я просто не могла быть той, кто я есть, в этом окружении. Позже я открыла для себя феминизм, марксизм и другие философские идеи, которые заставили меня по-новому взглянуть на мир. Я поняла, что всегда была религиозным человеком и всегда искала духовную связь, что никогда на самом деле не покидала иудаизм, а его культурный аспект всегда был частью меня. Ведь культура — это то, как мы думаем, как едим и как ведём себя в обществе. Иудаизм часто выражается и в постоянных дебатах, вопросах, он про поиск определённости — именно этим я и занимаюсь.

Асуссена Асуссена. Фото из Instagram
Асуссена Асуссена. Фото из Instagram

Почему ЛГБТ-евреям важно не молчать

— Я сотрудничаю с Instituto Brasil-Israel, где в 2019 году провела первый институциональный Шаббат ЛГБТ+ в Бразилии. Я помогла создать несколько сообществ, которые объединяют ЛГБТ-евреев и способствуют развитию диалога с остальным обществом. Мы также предлагаем профессиональную поддержку евреям, находящимся в конфликте со своей сексуальностью или гендерной идентичностью.

Я публично высказываю свою точку зрения по вопросам, связанным с Израилем и Палестиной, часто не соглашаясь одновременно и с левыми, и с правыми. В прошлом году я написала колонку для Vogue Brasil о том, почему необходимо ставить под сомнение ложное представление об иудеохристианском Западе. Я также работаю над своим первым романом, в котором главной героиней будет транс-еврейка. Всё это я делаю, чтобы подчеркнуть идеи многомерности жизни евреев. Я стараюсь размещать фотографии своей субботней трапезы и свеч в своих сторис в инстаграме. В интервью я также подчёркиваю свою национальность, и это важно, потому что часто в Бразилии люди стараются не говорить, что они евреи.

Зачем петь о политике, если можно петь о любви

— Мы поём обо всём в As Baías: от любви до боли и одиночества, но всё это — с точки зрения трансженщины. Значит, у всего этого есть политический оттенок. Ведь трансперсона всегда находится в фокусе политики, её права не гарантированы. И если трансгендер поёт о Бразилии с экранов телевизоров — это политика.

Мы назвали альбом «Tarântula» в честь трансгендеров, убитых во время одноимённой операции военной полиции в Сан-Паулу в 1987 году. Tarântula была первой институциональной программой, разработанной для преследования и убийства представителей ЛГБТ с большим упором на транслюдей. Считалось, что программа «очистит» Сан-Паулу и избавит город от СПИДа.

А что будет потом?

— Сейчас сообщество претерпевает позитивные изменения, и, я думаю, это во многом связано с переменами в настроениях. У людей появилась потребность в открытом разговоре на разные темы. Я считаю, что нужно подчёркивать: можно иметь смесь идентичностей и убеждений и при этом оставаться евреем. Такой плюрализм полезен для общества. Именно когда мы осознаём и обсуждаем наши различия, мы становимся сильнее.

Подготовила Арина Крючкова

Читайте также:

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем