Ко дню Катастрофы: что читать и смотреть, чтобы помнить
В День памяти Катастрофы и героизма собрали несколько книг, фильмов и онлайн-проектов для тех, кто хочет услышать самые разные голоса, повествующие об этом страшном времени
«Жизнь и борьба Белостокского гетто»
Сергей Беркнерֹ
Издательство: «Книжники»
Книга воспоминаний Сергей Беркнера — филолога и доктора наук, участника еврейского Сопротивления. Сопротивление в Белостокском гетто длилось с 1941 по 1943 год и закончилось вторым по масштабу восстанием после Варшавского.
Люди, не знакомые с историей Холокоста, часто спрашивают, почему евреи «просто взяли и пошли на смерть», не сопротивляясь.
Мемуары Беркнера подтверждают обратное: прекрасно осознавая, что силы неравны, евреи в гетто всё равно боролись с гитлеровцами.
«Подпольная деятельность и восстание дали возможность сотням обречённых людей умереть в бою, а не в газовых камерах, они защитили достоинство тысяч людей, укрепили дух сопротивления сотен тысяч мужчин и женщин различных национальностей, находившихся на оккупированных территориях и узнавших о восстании».
«Сказать жизни „Да!“: психолог в концлагере»
Виктор Франкл
Перевод: Д. А. Леонтьев, Д. Ш. Орлова
Издательство: «Альпина нон-фикшн»
Под другим углом рассказывает о Холокосте Виктор Франкл — австрийский еврей, врач-психиатр, также прошедший концлагеря и создавший после войны психологическую методику «исцеления смыслом». Он отмечает, что юмор — пусть горький — тоже помогал евреям выживать в лагерях, служа «оружием души в борьбе за самосохранение». По словам Франкла, пережить Катастрофу смогли не те, у кого было крепче здоровье, а те, кто строил планы «на потом», у кого было ради чего жить.
«В принципе, от каждого человека зависит, что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдёт с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в „типичного“ лагерника или останется и здесь человеком, сохранит своё человеческое достоинство».
«Маус»
Арт Шпигельман
Перевод: В. Шевченко
Издательство: Corpus
Комикс о Холокосте «Маус» Арта Шпигельмана уже можно назвать практически классикой. Это первый и единственный комикс в истории литературы, за который автор был удостоен Пулитцеровской премии. «Маус» — один из самых известных графических романов в мире, его изучают во многих школах и университетах, он переведён почти на все языки мира. Роман рассказывает историю отца Арта Шпигельмана — польского еврея, пережившего Холокост. Это одна из тех книжек о войне, которые будут одинаково интересны и детям, и взрослым.
«Лунный свет»
Майкл Шейбон
Перевод: Е. Доброхотова-Майкова
Издательство: «Иностранка»
Майкл Шейбон — мастер современной американской прозы, лауреат Пулитцеровской премии. Шейбон во всех своих произведениях так или иначе затрагивает тему еврейской идентичности, Второй мировой войны и Холокоста, но делает он это всегда по-разному. То напишет альтернативную нуар-историю о еврейской общине на Аляске, то большой исторический роман о кузенах, придумавших супергероя Эскаписта, запросто дающего в челюсть Гитлеру. В «Лунном свете» же Шейбон в присущей ему манере и с изрядной порцией иронии пересказывает воспоминания своего деда — неугомонного энтузиаста, мечтателя и трудяги, переплетая их с собственными воспоминаниями о нём и о бабушке, француженке с большими грустными глазами и концлагерным номером на руке.
«Чёрная книга»
Василий Гроссман, Илья Эренбург
Издательство: Corpus
Тем, кто хочет больше узнать о Холокосте на территории СССР, настоятельно рекомендуем «Чёрную книгу» Эренбурга и Гроссмана.
Изначально «Чёрная книга» должна была стать сборником материалов о геноциде евреев на территории СССР для публикации за рубежом, но для Эренбурга и Гроссмана было важно, чтобы книга вышла и у нас. К 1947 году сборник был готов; над ним работали самые известные советские журналисты и литераторы. Но по политическим причинам книгу не дали выпустить, а многих её авторов репрессировали. Семьдесят лет спустя «Чёрная книга» всё-таки вышла из печати — это архив документов, мемуары выживших евреев и важнейшее документальное исследование судеб еврейского народа, который жил на территории СССР в годы Второй мировой войны.
«Его повесили на площади Победы»
Лев Симкин
Издательство: Corpus
Ещё одна важная советская книга о Холокосте в СССР. Лев Симкин — доктор юридических наук, автор нескольких книг о Холокосте, по которым были сняты документальные фильмы, работает в жанре исторической публицистики. Книга «Его повесили на площади Победы» — это архивная драма; в ней рассказывается о Фридрихе Еккельне, главном нацистском палаче народов Советского Союза. В рассекреченных документах Рижского процесса 1946 года, в ходе которого был осуждён и повешен Фридрих Еккельн, рассказывается о том, что именно Еккельну под руководством Гитлера было поручено освободить от евреев захваченные немцами территории СССР. В книге присутствуют фрагменты бесед Льва Симкина с Сергеем Ениколоповым, известным российским психологом, о природе зла. «Его повесили на площади Победы» — это скрупулёзная историческая хроника того, как Еккельном были организованы массовые убийства, с попыткой понять и исследовать психологию человека и природу его поступков.
А для тех, кто предпочитает смотреть, а не читать, вот ещё несколько старых советских фильмов и онлайн-ресурсов, посвящённых Холокосту
«Восточный коридор», реж. Валентин Виноградов
Обсуждение геноцида евреев на территории СССР многие годы оставалось практически под запретом. Множество фильмов и книг на эту тему так и не увидели свет или даже были «завёрнуты» на начальном этапе создания.
«Восточный коридор» — тихий шедевр времён «оттепели», незаслуженно забытый зрителем. Картину обвиняли в излишнем мелодраматизме и эстетизации: эмоциональной кульминацией фильма стала сцена потопления евреев в реке, звучит молитва на иврите и монолог одного из героев на идише — абсолютно беспрецедентное и уникальное для 1960-х и советского кино явление. Премьера фильма долго откладывалась, в итоге он вышел в ограниченном прокате.
«Комиссар», реж. Александр Аскольдов
Ещё один советский художественный фильм о Холокосте, снятый режиссёром Александром Аскольдовым по мотивам рассказа Гроссмана «В городе Бердичеве». В разгар боёв главная героиня обнаруживает, что она беременна, и единственное место, где она находит себе приют в те сложные времена, — это семья бедного жестянщика-еврея. Интересно, что действие рассказа происходит во времена Гражданской войны, но Аскольдову удаётся снять кино про Холокост и антисемитизм: в событиях фильма можно увидеть отсылки и к другому произведению Гроссмана, роману «Жизнь и судьба». Это кино — единственный фильм Аскольдова. Он был запрещён к показу больше 20 лет и только спустя годы оценён по достоинству.
Подборка «Цимеса» с другими книгами, лекциями и проектами, посвящёнными Холокосту
Онлайн-проекты про Бабий Яр и массовые расстрелы евреев на территории СССР, виртуальная выставка «Раввины Европы в годы Холокоста», курс на Coursera и многое другое.
Подготовила Анна Субич