РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

«Когда можно врать?». Отвечает раввин Йосеф Херсонский

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас вопросы. На этой неделе мы поговорили с раввином Йосефом Херсонским, который создает первую русскоязычную синагогу и общину в Тель-Авиве — JewishPoint. Редакция «Цимеса» задала Йосефу вопрос: «Можно ли иногда врать?»

— Технически, конечно, бывает ложь во благо. Например, я лгу, рассчитывая, что эта ложь принесёт благо. Иногда даже и по результату ложь обращается благом. Я уже учился на втором курсе иешивы, когда до меня дошло, что Тора не запрещает врать.

Тора запрещает обман, который приводит к имущественному и финансовому ущербу, к физическому ущербу или к потере времени.

Например, я говорю кому-то, что дам интервью, а потом не соблюдаю договорённость, и получается, что человек зря потратил на меня время. А вот просто сказать, что я блондин с голубыми глазами, — это не запрещено. Причём это я уже из Талмуда узнал.

Подхожу к учителю: «Что за хрень, как так может быть?»

А он мне: «А вот так».

У меня много времени ушло на то, чтобы сродниться с этой мыслью. И я сроднился вот в каком моменте: если твой обман не наносит никакого ущерба, например, если я задержался с друзьями в клубе, а мама будет переживать, что в клубе неминуемые наркотики и всё в таком духе. А я ей говорю: «А я не в клуб пошёл, я в синагогу пошёл». И таким образом мама спасена от инфаркта, и если это вообще никому никакого вреда не наносит, то по Торе это не грех в чистом виде.

Хотя и ложь без ущерба не грех, но если она станет для человека нормой, то это может перейти в дурное свойство характера и пустить под откос вообще всю систему.

Условия такие: ври редко, не делай это привычкой. И второе условие: ври, только если из этого выйдет мицва, что-то хорошее. Просто так врать даже раз в год — плохо. Стоит так делать, только если благодаря этому ты совершишь какую-то мицву или же спасёшь кому-то жизнь.

И последнее: есть такой тезис: доброе дело, которое стало возможным благодаря греху, не засчитывается Б-гом.

Если я хочу зажечь шаббатнюю свечу, но у меня её нет, и я взял эту свечку у кого-то без спроса, то всё, мицва не засчитывается.

Записала Алина Фукс

Читайте также: 

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем