«Лежите сколько нужно»: раввин Аба Довид о пределах праздничной лени

6 января, 2022
Читать: 5 мин

Признаемся честно: не вся редакция «Цимеса» проводит январские праздники в энергичном темпе. Некоторые не смогли отказать себе в удовольствии полежать неделю на диване под «Штисель». Чтобы не мучиться угрызениями совести впустую, «Цимес» решил узнать, что насчёт безделья и его пределов говорит иудаизм. Отвечает Аба Довид — раввин, Тора-блогер, преподаватель иудаизма, автор «Еврейского канала» в телеграме и подкаста «Цифровая маца»

Идея лени в любой культуре воспринимается негативно. Даже сами слова «лень» или «лентяй» несут за собой отрицательный образ (за исключением разве что русского фольклора, где лентяям удалось придать лёгкий налёт романтики, хоть и с пониманием того, что так не должно быть). Иудаизм в этом плане не исключение.

Дело в том, что человек сам по себе должен проживать свою жизнь качественно.

Иначе у него возникает простой вопрос: если меня Вс-вышний для чего-то создал, у меня есть какая-то миссия в этом мире, я её должен выполнять — если я её не выполняю, зачем я тогда здесь нахожусь?

Другое дело отдых. Давайте рассмотрим две его составляющие.

Во-первых, отдых — это приостановка действий, которыми мы занимаемся на протяжении определённого отрезка времени. Например, есть неделя, а в конце недели у нас выходной — или в школе закончился учебный год и начались летние каникулы.

Вторая составляющая — качество отдыха. Человек хочет и по-настоящему отдохнуть, и провести это время с пользой. Можно выбрать активный отдых (спорт, сплав на байдарках) или пассивный — скажем, отключить телефон, залипнуть дома с книжкой. Но человек в любом случае нуждается в отдыхе. Вс-вышний так устроил мир: сказал, что шесть дней человек должен трудиться и работать, а на седьмой день, в Шаббат, надо отдыхать.

Если мы проанализируем, как люди отдыхают, то мы заметим: обычно это смена рода деятельности. Ведь мы устаём от рутины. Я помню, как в детстве слышал от взрослых фразу вроде «после такого отдыха нам нужно ещё отдохнуть». Мне это было непонятно. Как так, вы же потратили деньги, силы, время, чтобы отдохнуть, и всё равно вернулись уставшими?..

Теперь-то я знаю: это всё из-за того, что людям просто не удаётся отключиться от процессов, которыми они были заняты.

Это хорошо видно на примере подростков, с которыми я работаю. Вот им задают список литературы на лето, и ребята делятся на три условные группы: первые, самые ответственные, читают всё сразу и потом наслаждаются отдыхом, вторые не собираются читать из этого списка ничего — и тоже здорово отдыхают, третьи же постоянно откладывают чтение на завтра и изматывают себя мыслями об этом.

Каждый день, пока они пытаются отдыхать, у них в голове всплывает уведомление: «Ты что-то не сделал». Точно так же и у взрослых людей, которые поехали в отпуск, но приехали уставшими: они наверняка где-то среагировали то на имейл, то на сообщения от коллег, которые постоянно их из отпускного состояния вырывали.

Слышал как-то фразу от одного человека, мол, иудаизм — это религия не для слабаков. Я абсолютно не согласен с этой формулировкой, потому что иудаизм — это образ жизни, предполагающий, что человек всегда должен становиться лучше. Даже в момент, когда ты спишь или купаешься в море.

Если ты чётко отвечаешь себе на вопрос: «Зачем я это делаю?» (чтобы чувствовать себя хорошо физически, чтобы отключить мысли, чтобы набраться новых идей), то тогда всё в порядке. А просто ничего не делать — достаточно пагубная идея.

В притчах царя Соломона есть интересная цитата, которую я перескажу не дословно: когда ты проходишь мимо поля лентяя, ты видишь, что оно поросло колючками, забор сломан, всё пришло в разруху. Конечно, царь Соломон говорит не столько о настоящем поле, сколько о состоянии души. Если ты за своим полем не ухаживаешь, оно не просто не даст плоды — их место займут сорняки и колючки. Мы не только остановимся на какой-то точке, мы начнём деградировать. А это неприемлемо для человека, который пытается проживать качественную жизнь.

Хорошего должно быть понемножку. Потому лежать на диване нужно ровно столько, сколько телу и душе требуется, чтобы набраться сил. Всё остальное время нужно заниматься более продуктивными делами.

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Жизнь современных евреев