Можно ли делать эвтаназию? Отвечает раввин

9 декабря, 2021
Читать: 5 мин

В нашей постоянной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами самых разных общин и течений волнующие нас темы. Узнали, что в Швейцарии могут начать применять капсулы для добровольного ухода из жизни, — и спросили раввина либеральной синагоги в Лондоне Игоря Зинькова, что об этом думает иудаизм

— Иудаизм считает человеческую жизнь наивысшей ценностью. Человек создан по образу и подобию Б-га, и нам заповедано защищать и сохранять человеческую жизнь во что бы то ни стало.

Даже в моменты страданий и мучительных испытаний наша традиция велит нам выбирать путь жизни.

Книга Иова преподносит вопрос жизни и смерти как выбор человека. Там рассказана история праведника, который переживает череду самых горьких несчастий — смерть близких, потерю всего имущества и серьёзные проблемы со здоровьем.

«Жена сказала Иову: „Ты всё ещё твёрд в своей непорочности? Похули Б-га — и умрёшь!“ Он ответил ей: „Ты говоришь как безумная! Неужели мы будем принимать от Б-га только хорошее, а плохого не примем?“ И при всём этом не согрешил Иов в своих речах» (Иов 2:9-10). То есть жена Иова предлагает мужу умереть и прекратить страдания — но тот не соглашается и выбирает жизнь, пусть и полную боли. 

Иудаизм придерживается твёрдой позиции: сохраняя жизнь, мы показываем, насколько ценно для нас то, что дал нам Б-г.

Так этот принцип зафиксирован в Мишне: «Не по своей воле ты родился, не по своей воле ты умрёшь» («Пиркей Авот» 4:22). Эвтаназия, точно так же как и самоубийство, считается отклонением от плана Творца и, как правило, осуждается законоучителями иудаизма.

Но даже в Талмуде есть исключения. Одна из таких историй — мученическая смерть раввина Хананьи бен Терадиона. Когда, подавив восстание Бар-Кохбы во II веке, римляне под страхом смерти запретили изучение Торы, рав Хананья по-прежнему собирал большие группы учеников (Вавилонский Талмуд, «Авода Зара» 18а). За это его приговорили к сожжению. Палач-римлянин спросил Хананью: «Если я увеличу огонь и уберу мокрую шерсть (то есть если я ускорю твою смерть. — Прим. автора), ты можешь гарантировать, что я войду в Мир Грядущий?» На это раввин ответил: «Да». Палач увеличил огонь и убрал шерсть, и раввин умер.

Получается, палач приблизил смерть раввина, уменьшил его страдания — и за это удостоился удела в Мире Грядущем, высшей меры поощрения праведников.

На мой взгляд, можно брать этот текст как прецедент эвтаназии человека, смерть которого неизбежна, ради того, чтобы облегчить его страдания.

А вот история смерти великого мудреца, учителя и раввина Иегуды а-Наси. Когда стало ясно, что его дни приближаются к концу, мудрецы из его окружения объявили пост и молились за него днём и ночью. Видя страдания раввина, его служанка поднялась на крышу дома и скинула оттуда горшок. Молитва на мгновение прервалась из-за внезапного шума, и в этот момент Иегуда а-Наси умер (Вавилонский Талмуд, «Ктубот» 104а). Многие интерпретируют этот текст как разрешение на отключение человека от аппарата искусственного поддержания жизни.

Есть и исторические примеры времён Римской империи и Средних веков, когда евреи совершали суицид или убивали своих близких, чтобы им не пришлось столкнуться с пытками и принудительным переходом в другую веру. В большинстве таких случаев соблюдали все похоронные обряды и периоды скорби без ограничений, как если бы человек умер естественным путём.

Однако главный принцип иудаизма остаётся прежним — человеческая жизнь священна и неприкосновенна. Поэтому большинство авторитетов, независимо от направления иудаизма, постановляют, что нельзя приближать смерть человека, даже если она неизбежна («Шульхан Арух», «Йоре Деа» 339). 

С другой стороны, многие считают, что этот запрет распространяется только на активные действия, которые приводят к смерти.

Следовательно, не существует запрета на то, чтобы остановить процедуры, искусственно продлевающие жизнь человека.

Иными словами, есть запрет на убийство, но нет запрета на прекращение искусственного поддержания жизни — подобно тому, как служанка Иегуды а-Наси остановила молитву мудрецов. Однако применимо это только в том случае, если есть медицинское постановление, что без поддержания жизненных функций нет никакой надежды, что человек выживет.

В современном мире важно опираться на достижения медицины и доверять медицинским решениям.

Если можно спасти жизнь человеку — нужно сделать для этого всё возможное. Если можно уменьшить страдания — нужно и важно это сделать. 

Есть и ещё один аспект. Еврейский закон говорит: «Закон государства — закон». Как Талмуд, так и последующие авторитеты постановляют: этот принцип действует даже тогда, когда закон государства противоречит закону Торы (Вавилонский Талмуд, «Бава Батра» 54б). Поэтому в вопросах эвтаназии, как и во всех прочих вопросах, важно следовать законам той страны, в которой вы живёте.

Автор: рав Игорь Зиньков

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм