Можно ли евреям делать татуировки? Мнение раввина

26 мая, 2022
Читать: 6 мин

 В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. На этот раз решили поговорить с раввином Центральной пермской синагоги Реувеном Губерманом о том, как иудаизм относится к татуировкам

— Прежде всего, хотел сказать, что в еврейском сообществе, где соблюдают Тору и заповеди, не принято наносить татуировки. Если человек спросит у нас, можно ли нанести татуировку, мы ответим: «Нет, так не делают». 

Что же мы будем обсуждать дальше? Основной вопрос: как относиться к человеку, на теле которого уже есть татуировка? Поскольку татуировки наносить запрещено, такой человек может интуитивно восприниматься как чужой, «второсортный», «неправильный». Чтобы исключить такое отношение, мы обсудим, в каких случаях татуировки допускаются, что можно считать «облегчающим» обстоятельством. А заодно — в чём смысл этого запрета.

В первую очередь Тора говорит о нанесении татуировок в книге Левит (Ваикра), в главе «Кдошим». «Не делайте порезов на теле, когда оплакиваете умерших, и не накалывайте на себе письмён. Я Г-дь» (Левит, 19:28). Мы видим, что идёт речь о практике, которая была связана с трауром по умершему: люди делали царапины на теле. Но если просто нанести рану, она затянется. Кожа восстановится, и тогда память об умершем родственнике может «исчезнуть». Поэтому появился обычай добавлять в рану краску или чернила, чтобы показать: мы вечно помним наших мёртвых родственников. Получается такая «религия смерти».

Тора запрещает такие обряды, потому что иудаизм — это религия жизни. Мы живём настоящим и смотрим вперёд, не зацикливаясь на прошлом.

Кстати, есть ещё один запрет, связанный со смертью близких. Он приводится во Второзаконии (Дварим): «Вы — сыны Г-да, вашего Б-га. Не делайте на себе порезов и не выстригайте волос над глазами в знак скорби по умершему» (Втор 14:1). Г-дь — символ вечности, направленный в бесконечное будущее. С этим мы должны связывать себя в первую очередь, а не создавать иллюзию контакта с умершими, которых уже на самом деле нет. Мы можем связаться с Б-гом, и он нам ответит. Но нет смысла связываться с умершими, так как они нам не ответят. Людям может быть тяжело это принять.

Как объясняет Раши (крупнейший средневековый комментатор Талмуда и Торы. — Прим. «Цимеса»), оба эти запрета связаны с нееврейскими обычаями, которым Тора призывает не следовать. Почему Тора выступает против некоторых таких обычаев? Вспомним, в каком контексте находились евреи на момент выхода из Египта: еврейское сообщество после многих лет рабства в Египте получило законы Б-га, заповеди Торы. 

Им нужно было создавать новое сообщество, которое будет жить по своим принципам. Крайне важно было сохранить его идентичность и аутентичность — иначе под влиянием других культур оно могло, не дай Б-г, прийти к идолопоклонству, к языческому служению.

Соответственно, вопрос: как это всё связано с нами? Сейчас люди наносят татуировки не в связи со смертью близких, эта культура уже живёт своей жизнью. Остаётся ли запрет Торы в силе или же утратил актуальность?

В Мишне, в третьей главе трактата «Макот», мы, например, находим следующее высказывание от имени рабби Шимона: человек несёт наказание за нанесение татуировки только в том случае, если он пишет имя.

Что за имя? В Гемаре от имени бар Каппары (раввин и законоучитель конца II — начала III века. — Прим. «Цимеса») объясняется, что речь идёт об именах языческих богов. Ведь в Торе сказано: «Не делай наколотую надпись, я Г-дь». Значит, эта надпись каким-то образом противоречит тому, что человек признаёт Г-да.

Таким образом, Устная Тора (изначально устная галахическая традиция, записанная позднее в Мишне, Талмуде и других комментариях. — Прим. «Цимеса») рассматривает как запрет на накалывание клейма, означающего, что человек принадлежит, например, Зевсу. Это запрещено и наказывается битьём плетьми.

А вот как объясняет этот момент Рамбам в «Законах чуждого служения», в главе 12: «Таков был обычай идолопоклонников, что записывают на себе имя богов, чтобы сказать этим: я принадлежу определённому богу, и моё призвание — служить ему».

Мы видим, что в Мишне рабби Шимон освобождает от наказания человека, который делает татуировку без имён богов. Вопрос — нарушает ли он запрет? Тут мнения комментаторов расходятся, но некоторые считают, что запрет всё равно остаётся. 

Однако есть мнение средневекового испанского раввина Ритбы, который объясняет, что запрет распространяется именно на татуировку, показывающую принадлежность к языческому богу. Просто декоративная татуировка при этом не запрещается.

В чем ещё может быть проблема с татуировками?

Это связано с цниютом, скромностью. Человек с татуировкой хочет её показать другим. А это предполагает раскрытие тела.

Люди делают татуировки на разных частях тела — из-за этого они будут одеваться менее скромно, чтобы их было видно. Соответственно, иудаизм это запрещает.

А что делать с человеком из светского общества с уже нанесённой татуировкой? Является ли это препятствием для его вхождения в сообщество соблюдающих евреев?

Такой вопрос должен решаться в каждом случае отдельно. Как мы выяснили выше, это не является препятствием на 100%.

Нужно смотреть, что именно изображено или написано на татуировке. Исходя из этого раввин будет решать, можно ли принять такого человека в ряды общины.

Хочу всем пожелать заниматься реальными делами, а не создавать «вавилонские башни» нашего величия, чрезмерно украшая наши тела. Они — всего лишь инструмент для служения Вс-вышнему и не являются самоцелью нашей жизни.

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм