Можно ли еврею пересаживать свиное сердце? Отвечает раввин
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Узнали, что впервые в мире человеку пересадили генетически модифицированное свиное сердце, и немедленно поговорили с раввином Центральной пермской синагоги Реувеном Губерманом о том, может ли еврей позволить себе такую роскошь
— В практических ситуациях по таким вопросам следует обращаться к серьёзным раввинам, узким специалистам в области пересечения медицины и галахи, еврейского закона. Я могу лишь порассуждать теоретически, если вам угодно, и обговорить общие вещи, которые известны многим.
Когда раввин или мудрец выносит разрешающее постановление, мы это ценим больше, чем решение, которое что-то запрещает. Тот, кто запрещает, возможно, просто сомневался, не был уверен, можно или нельзя, и запретил на всякий случай.
А тот, кто разрешает, абсолютно уверен — это делать можно. И его позиция сильнее.
Этот принцип звучит так: «коха деетера адиф», «сила разрешения сильнее», — и приводится во многих местах в Талмуде.
Галаха, еврейский закон, не всегда на 100% совпадает с нашей религиозной интуицией — и в случае со свиным сердцем закон как раз мягче эмоций.
Действительно, в еврейской культуре свинья стала символом чего-то запрещённого, символом некошерной пищи. Тора прямо запрещает есть свинину (Ваикра 11-7), и даже те, кто не полностью соблюдает кашрут, стараются этого не делать. И это правильно и хорошо.
Но ради спасения жизни пересадить человеку свиное сердце можно. Более того, в ситуации, когда это необходимо ради спасения жизни, свиное сердце можно даже и съесть.
Общее правило гласит, что заповеди нужны, «чтобы жить ими» (Ваикра 18-5), а не чтобы умереть, соблюдая их. Принцип, позволяющий нарушать запреты Торы ради спасения жизни, принято называть «пикуах нефеш».
В примере, который приводится в трактате «Йома» (84б), говорится о человеке, который оказался под завалом, — и хотя в Шаббат запрещена работа, убрать камни, чтобы спасти заваленного и оказать ему необходимую медицинскую помощь, разрешено.
Маймонид, или Рамбам, один из главнейших в истории иудаизма мудрецов и толкователей Торы, объясняет этот принцип так: «Законы Торы предназначены не для того, чтобы нести разрушение; это милосердие Вс-вышнего, и они призваны нести доброту и мир».
В кодексе «Шулхан арух» («Орах Хаим», глава 329), на который мы ориентируемся в вопросах еврейских законов, прямо написано, что опасность для жизни «отталкивает» запреты Торы.
Но почему мы можем нарушать Шаббат и другие законы ради спасения жизни?
В Талмуде высказывается рациональное соображение: «Лучше нарушить для спасения жизни еврея один Шаббат, чтобы он смог дальше соблюдать много Шаббатов».
То есть мудрецы не видят смысла в гибели еврея ради соблюдения существующего запрета.
В нашем случае ещё проще: запрета пересаживать свиное сердце не существует. Так что мы не то что можем, а даже обязаны это сделать, если пересадка спасёт жизнь человека.
Записала Соня Назарова