Можно ли считать животное членом семьи? Отвечает раввин

3 февраля, 2022
Читать: 3 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. «Цимес» поговорил с главным раввином выходцев из стран бывшего СССР в Петах-Тикве Хаимом Бриском о том, есть ли у животных душа, могут ли они любить и можно ли считать их полноценными членами семьи

— Дело в том, что в иудаизме есть несколько уровней понятия души. Существуют четыре понятия, которые обозначают эти уровни: нефеш, нешама, хая и йехида. Нас здесь интересуют нефеш и нешама

Нефеш — это, так сказать, минимальный уровень души. Это инстинкты, жизненная энергия, сама возможность жить. Здесь нет мышления, нет понятия выбора между добром и злом, это базис, который позволяет любому живому существу действовать, есть, пить — то есть существовать на, скажем так, природном, инстинктивном уровне. 

Нефеш есть и у животных, и у людей — только у животных всё на этом уровне и заканчивается. 

Следующая ступень — нешама, это уже качество, которое даёт способность мыслить, говорить, отличать добро от зла. А кто на земле способен на это? Только человек!

То есть душа у животных есть, но, скажем так, самого низкого уровня: она «отвечает» за само их существование и за их инстинкты. 

Может ли животное любить? Конечно может! Ведь любовь в базисном понимании — притяжение, благодарность — это всё-таки инстинктивный момент. Поведение животного в стае, привязанность его к паре у моногамных видов или к человеку возможны на уровне нефеш. Такое есть и у человека, и бывает так, что люди эти инстинктивные вещи по ошибке принимают за настоящую любовь. Однако истинная высокодуховная любовь выше уровнем, она относится к нешама

Теперь давайте разберёмся с семьёй. В еврейской системе член семьи — это прежде всего родственник, по крови или через брак. Животное, разумеется, ни то ни другое — и на этом уровне членом семьи считать его нельзя. Но есть в иудаизме один интересный принцип.

Если вы уже взяли животное под опеку, у вас появляется обязанность его кормить и заботиться о нём, оберегать его от страданий.

И не важно, идёт речь о лошади, корове, собаке или кошке. В галахе, еврейском своде религиозных законов, написано даже, что хозяин должен прежде накормить животное, а потом уже есть сам. И даже в Шаббат человек несёт ответственность за своих животных и обязан их накормить — хотя чужое животное в субботу кормить запрещено. 

Конечно, между животным и его человеком есть связь. И хотя назвать зверей членами семьи мы не можем, но считаем, что любить и обладать душой они, разумеется, способны. 

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм