Можно ли вегану трубить в шофар?
Уже 6 сентября начинаются празднования Рош а-Шана — еврейского Нового года, — во время которых традиционно используют шофар, музыкальный инструмент из рога животного. А что делать, если ты веган и не хочешь иметь дело с продуктами животного происхождения? «Цимес» поговорил об этом с раввином и с веганом
Шофар — это еврейский духовой инструмент, который изготавливается из натурального рога баранов, козлов, антилоп и газелей. Шофар используют в религиозных целях: в него трубят на Рош а-Шана (еврейский Новый год) и на Йом-кипур (Судный день), а также весь месяц элул, предшествующий Новому году, — каждый будний день во время утренней молитвы в синагоге. Рош а-Шана в этом году отмечается с вечера 6 сентября и до вечера 8 сентября, а Йом-Кипур выпадает на 15–16 сентября.
Леви Каминецкий, раввин общины Томска
— Давайте дополним ваш вопрос: как вегану не только трубить в шофар, но ещё и надевать тфилин? Это же, в конце концов, натуральная кожа. Я лично религиозный еврей, не веган и даже не вегетарианец. Но в мире есть религиозные евреи-веганы, и они, несмотря ни на что, надевают тфилин. Соответственно, если они надевают тфилин, то можно трубить шофар и его слушать.
Не может быть религиозного человека, который не надевает тфилин и не трубит и не слушает шофар, это одни из основных принципов еврейских заповедей, без них никак нельзя. Я не вижу никакой альтернативы.
Как еврейская традиция вообще относится к веганству? На мой взгляд, нет запрета быть веганом, но человеку, который не ест мясо, будет сложно жить в соответствии с Торой — у нас много связано с мясом. В Талмуде, например, написано, что нет радости, когда нет мяса. На Шаббат мы едим мясо и пьём вино. То есть веганство — не совсем наша культура.
Если углубляться, то у нас есть традиция, в которой мы должны поднимать на свой уровень всё, что есть в материальном мире. Сейчас я поясню.
Считается, что мир разделён на четыре уровня. Первый — это всё неживое. Второй — это растения. Третий — всё живое. И четвёртый — это человек. По еврейской традиции, всё, что есть в мире, дано, чтобы обслуживать человека. Животные едят то, что растёт, а человек должен есть то, что живёт. Это даёт ему витамины и силы.
Наши заповеди говорят нам так: когда ты ешь мясо (конечно, не каждый день и правильные порции кошерного мяса), ты поднимаешь животное на новый уровень. То есть то, что было на уровне животного, переходит на уровень человека.
Получается, что человек, который не ест вообще ничего животного, не имеет возможности что-то поднять на более высокий уровень.
Тфилин и шофар можно делать только из натуральной кожи и рога соответственно. В Торе есть конкретные указания, из чего следует их делать, и мы от них не отступаем.
Владимир Тишко,веган с 20-летним стажем
Актёр, телеведущий
— Нужно понимать, что сообщество веганов не однородно, это довольно разношёрстное явление. Люди, которые придерживаются растительного рациона в питании, делают это по абсолютно разным причинам — сколько веганов вы опросите, столько разных мнений вы и получите.
Мы не будем рассматривать веганов по здоровью, тех, кто не ест пищу животного происхождения в связи с болезнью, потому как в нашем щекотливом вопросе нам нужна принципиальная позиция. Поэтому предлагаю совершить небольшой экскурс в волшебный мир веганства.
Условно веганы делятся на несколько так называемых лагерей. Первый — это «этические веганы», которые не употребляют животную продукцию по моральным соображениям. Это сложные ребята, которые оперируют глобальными масштабами, но до конца не понимают, как добиться того, чего они хотят. А именно: чтобы человечество перестало убивать животных для своих нужд. Причём желательно с четверга. На вопрос, что делать чукчам и всем северным народам, ответа нет; также нет ответа на вопрос, что делать с миллионами освобождённых животных.
Второй лагерь — это те, кто из веганства делает религию. Они выбрали веганство, чтобы страдать и поучать. Иногда эти две позиции комбинируются.
Объединяет эти два лагеря одно — компенсаторность их выбора. Веганство для них — это чистой воды компенсация за свою несостоятельность в социуме либо в личной жизни. Территория веганства для них — это то место, где их мнение что-то значит и где они чувствуют себя наиболее важными и нужными. Поверьте, я знаю, о чём говорю, ибо я сам веган.
Третий лагерь — это веганы другой формации, люди, понимающие разницу между прихотью и необходимостью. Понимающие, как работает физиология. Понимающие, что моральные принципы — изменчивая субстанция, это состояние ума, а не реальности. Физиология же не меняется, это монолит, обойти который не удастся. С ним нужно считаться — нарушение видового питания всегда приведёт к плачевным результатам и болезням.
Для меня очень важно понимание того, что существуют разные уровни зрелости. В зависимости от своего уровня человек осознаёт действительность, согласно своему уровню, он выстраивает взаимодействие с реальностью.
Он не может его изменить, он даже не в курсе такой возможности. Он проживает свой уровень во всём, в том числе это касается и питания. И в нашем вопросе, думаю, нужно подходить именно с этой стороны.
Трубление в шофар — это очень мощный ритуал для каждого еврея. Это больше, чем просто ритуал, это триггер, запускающий очень важные механизмы. Я считаю, что в этом контексте мысль об искуплении, мысль о Б-ге стоит дороже жизни когда-то убиенного животного. Конечно, жизнь не стоит на месте, и, возможно, скоро шофары будут изготовлять из современных материалов, не убивая при этом животное.
Я бы с радостью вострубил. Это никак не нарушает принципов веганства: одно дело — убивать животных из прихоти или из-за навязанных в детстве пищевых привычек, при том, что есть масса других источников пищи, другое — когда стоит вопрос выживания, вопрос жизни и смерти, физической или духовной.
Подготовила Арина Крючкова
Читайте также на «Цимесе»: