«Жизнь есть и вовсю кипит». Как устроена еврейская община Перми
В рубрике «Найти своих» мы рассказываем про еврейскую жизнь разных городов России. Сегодня поговорили с Юлией Гольдберг из Перми об истории городской синагоги, о взаимном уважении двух общин города и о том, чем занимаются в еврейских женских клубах
— Моя еврейская жизнь началась довольно давно — с сохнутовских летних лагерей в 1990-е и еврейской воскресной школы. Сейчас мне 38 лет, а в первый раз в лагерь я поехала в 11 — и ездила до конца средней школы. В воскресную школу ходила примерно столько же, а потом сама стала мадрихой (вожатой, координатором) и плавно влилась в молодёжный клуб.
Тогда еврейские молодёжные организации многое делали общими усилиями: в Перми работали «Сохнут», «Гилель», «Нецер». Самое важное, что дало мне то время, — это друзья и опыт организации мероприятий для разных возрастов. В «Сохнуте» я прошла программу «Лехет», где готовят мадрихов, а в «Гилеле» — семинары по проведению праздников.
Уже учась в университете, я полтора года параллельно работала директором пермского отделения «Гилеля», но ближе к диплому пришлось уйти. После студенчества я пошла работать, и времени стало ещё меньше, но даже постоянные командировки не мешали мне участвовать в жизни общины. Потом я уехала в Москву, а когда вернулась, мне предложили возглавить в Перми воскресную школу. К этому времени я уже три года соблюдала Шаббат и два — кашрут, поэтому смогла преподавать школьникам традиции и помогать с проведением шаббатних трапез.
Несколько лет назад мы получили грант программы Jewish Grassroots на организацию женского клуба «Эшет Хаиль». В проекте было два блока: уроки Торы для женщин и творческие мастерские. Мы собирались, изучали комментарии к недельным главам Торы и праздникам, а потом делали что-нибудь приятное и полезное: кеару — блюдо для ритуальной еды на Песах, подсвечники для шаббатних свечей, даже шапки на Суккот вязали. С тех пор женский клуб продолжается в волонтёрском режиме — сейчас мы встречаемся раз в неделю на два часа, один урок даёт наша рабанит Роза, другой я.
Мы говорим не только о законах Торы, но и о психологии, воспитании и других важных вещах. У встреч бывают и необычные форматы: я делала практики с МАК (метафорические ассоциативные карты) и проективным рисунком, рабанит организовала замечательный вечер песен — еврейские женщины не поют при мужчинах, так что мы сделали закрытое мероприятие женского клуба и пели там. А на последней встрече был отличный мастер-класс по трафаретам, его ведущая — председатель нашей еврейской автономии.
В Перми сейчас две общины — литовская (я к ней принадлежу) и хабадская. Нашей синагоге уже больше ста лет. После революции здание отдали под театр рабочей молодёжи, потом под химический институт, а затем оно перешло предприятию «Пермэнерго».
Только в 1990-е годы члены общины добились того, чтобы зданию вернули прежний статус: так синагога опять стала синагогой. Её, конечно, пришлось восстанавливать, но это того стоило!
В нашей общине есть программы для разных возрастов — продолжается воскресная школа, работает детский сад, недавно запустили клуб для подростков, есть уроки раввина, действует благотворительная организация «Хесед». Для молодёжи есть ещё «Мойше Хаус», как и во многих городах. Насколько я знаю, они часто ходят в театр, в разные интересные места — я не участвую в силу возраста и других интересов, но знаю, что жизнь там есть и вовсю кипит. Мы с ребятами из «Мойше Хауса» видимся на общинных праздниках.
Наша община принимает участие в городских программах, раввин и председатель общины состоят в Межконфессиональном комитете, где руководители разных религиозных организаций вместе решают социальные вопросы.
А ещё мы проводим экскурсии по синагоге для неевреев — все говорят, что очень интересно.
В хабадской общине тоже активная жизнь. Есть полноценная школа, которая выдаёт аттестаты, есть свой детский сад, и все события еврейского календаря в течение года у них тоже отмечаются на высшем уровне. Плюс у хабадской общины есть магазин с кошерными продуктами — в этом смысле я часто с ними взаимодействую.
У нас в синагоге работает столовая и благодаря этому есть замечательная кошерная еда. А благотворительная организация «Менора» (бывший «Хесед») финансирует программу питания для пожилых членов общины.
Нельзя сказать, что у нас все соблюдающие, зато они теперь есть не только в старшем поколении. К великому сожалению, в Перми нет заведений с кошерной едой вне рамок двух еврейских общин — просто обычных, «коммерческих» мест. Была пара заведений, предлагавших еврейскую кухню, но кашрута там не было.
Так что две наши общины — это две основные точки, где собирается вся тусовка. Можно сказать, что отчасти народ перемешивается. В городе есть еврейская жизнь, слава Б-гу, и я ей довольна. Мы молодцы!
Записала Соня Назарова