«Никто, кроме нас самих, не сделает нашу жизнь еврейской». Как устроена община в Ижевске

28 декабря, 2021
Читать: 6 мин

В рубрике «Найти своих» мы рассказываем про еврейские общины городов России. Сегодня поговорили с Ильёй Фроловым, координатором молодёжных программ Общинного центра еврейской культуры Удмуртской Республики, о том, что же еврейского происходит в Ижевске

— Моя мама еврейка, и в семье открыто обсуждали национальность, тем более что мой русский папа, пожалуй, вообще больше всех интересовался еврейской историей. У нас были и есть семейные еврейские традиции — например, зимой мы всегда зажигали ханукальные свечи и ели драники. Так сложилось, что все в семье поют, и мы часто вместе выступали на общинных праздниках. 

Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com
Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com

Абсолютно все летние каникулы я проводил в сохнутовских лагерях в Екатеринбурге, хотя учился в совершенно обычной, не еврейской школе. Зато ходил в воскресную, где нас учили ивриту, истории и традициям, а ещё еврейской музыке и танцам — в общем, закладывали основы самоидентификации. 

Воскресная школа как открылась в 1993 году, так и работает до сих пор. Для большинства из нас это первая точка контакта с еврейским миром — причём не только для детей, но и для родителей.

Часто именно дети, приходя из школы, рассказывали родителям-евреям о еврейских традициях. 

Сейчас еврейская жизнь в Ижевске вертится вокруг Общинного центра еврейской культуры. При нём — «воскреска», клубы, волонтёры, благотворительный фонд «Хэсэд Ариэль». 

В общинном центре всегда была группа молодых ребят, которые активничали больше других и которым хотелось быть вместе — они мотались по региональным семинарам, учились на «Лимудах», всё время что-то затевали. Это движение постепенно оформилось в молодёжный клуб общинного центра. Внутри региона в контакте с другими национальными молодёжными движениями они создали ассоциацию «Вместе», в общем, вечно шороху наводили больше всех! А суть простая — как можно чаще собираться по всевозможным еврейским поводам.

Группа существует до сих пор, сначала я был просто одним из её участников, а теперь занимаюсь оформлением и причёсыванием движения в соцсетях, типа страницы в инстаграме и толкового диалога в мессенджерах. Для меня это хобби, а так я врач-стоматолог. 

Собираемся мы всё так же раз в неделю — чаще на Шаббат. Отмечать стараемся так, чтобы всем понравилось: не упустить ни традиций, ни веселья. Встречу субботы проводим по-еврейски, насколько это возможно, и так, чтобы онег шаббат, заповедь наслаждения субботой, был всем в кайф.

Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com
Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com

Кроме общинного центра, в Ижевске больше ничего еврейского и нет, к сожалению. Даже синагоги нет — в смысле, отдельного здания. Небольшое сообщество соблюдающих евреев имеется, раньше они тоже собирались в общинном центре, а сейчас снимают своё помещение. События есть только те, которые мы сами организуем.

Сделаем семинар — сами поучаствуем, пригласим лектора — сами с ним посидим поболтаем. В общем, у нас самообслуживание!

Буквально на днях помогали ижевским Active Jewish Teens устроить загородный выезд и мини-школу мадрихов, еврейских ведущих: мы включены в юношеские проекты «Джойнта», и нам всем нужны активисты, умеющие собирать и увлекать ребят школьного возраста. Выезд — это всегда круто. Обычно мы приезжаем на какую-нибудь базу отдыха и там начинается полное погружение: дохлая связь, никакого интернета, ничего не отвлекает. К сожалению, из-за коронавируса последние два года такое происходит реже, чем хотелось бы. 

Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com
Фото: Бэйт Гилель Ижевск/vk.com

Большинство из нас не то что не живёт в строгом соответствии с еврейским законом, а с трудом себе представляет, что это вообще такое. Так что традиционные сидуры, сборники священных текстов на иврите, нам не подходят — ведь оттуда нужно читать во время Шаббата и праздников, а для нас это неподъёмный интеллектуальный труд. Разные еврейские организации понимают эти затруднения и издают сборники текстов с переводом на русский и транслитерацией, чтобы можно было понять, как все эти слова вообще читаются. Но у нас были только старенькие распечатки, оставшиеся ещё со времён работы «Гилеля» в Ижевске, до неприличия древние и побитые. Поездили по семинарам в округе и поняли, что у всех так. 

Мы привыкли всё делать сами. Поэтому засели за Adobe InDesign, взяли за основу несколько разных версий этих «лайтовых» текстов, подсмотрели у коллег несколько крутых идей, сами тоже что-то придумали и сделали дизайн приятный. Пришли к руководителю общины Марку Эльевичу Гольдину — он помог найти грантовый конкурс, и мы получили средства на печать. А потом на нас вышли организаторы конкурса из фонда «Джойнт» — предложили увеличить тираж в четыре раза и разослать во все города региона! Было приятно. Я вот недавно вернулся с семинара LAP в Екатеринбурге: там у организаторов была с собой стопочка знакомых сидуров. 

Фото: Бэйт Гилель Ижевск
Фото: Бэйт Гилель Ижевск

Мы как будто на периферии еврейского мира, и это, конечно, чувствуется, особенно когда попадаешь в большие общины. Я был на Шаббате в московском «Гилеле» — как же это клёво, когда просто так берут и собираются полсотни ребят! И как же грустно, что нет такого же у нас. 

С другой стороны, наше положение очень отрезвляет.

Как сказала когда-то наша участница Лия Русанова: «Если хочешь чай с лимоном — неси лимон!» Никто, кроме нас самих, не сделает нашу жизнь еврейской. Хочется собраться еврейской компанией — ну так собери еврейскую компанию. Никто снаружи не придёт и не построит синагогу, досуговый центр или молодёжный клуб. 

Хочешь — делай. Не сделаешь — не будет. 

Кроме тебя — некому.

Записала Соня Назарова

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Жизнь современных евреев