«Мы всегда стартап и начинаем с “алеф-бет”». Как устроена еврейская община Волгограда
В рубрике «Найти своих» мы рассказываем про еврейскую жизнь разных городов России. Сегодня поговорили с Яэль Иоффе — рабанит и председательницей совета Волгоградского еврейского общинного центра
— Вообще я рабанит города, то есть, жена раввина. Мы здесь давно — приехали в Волгоград более 20 лет назад. Наверное, у меня и вовсе нет такой области, которую можно назвать изолированной от еврейской темы — потому что где-то с 18 лет вся моя жизнь в той или иной степени еврейская.
Мы приехали в Волгоград довольно молодыми, нам ещё не было 30, но у нас уже был опыт работы «раввинской парой» в Нижнем Новгороде. В 1999 году главный раввин России Берл Лазар решил, что нам следует поменять город, и дал список из 7 вариантов. Мы выбрали три — Иркутск, Ульяновск и Волгоград — и в результате остановились именно на Волгограде, потому что на тот момент ни о какой организованной еврейской жизни там речи не шло, город-миллионник не имел даже «Хэсэда». Работы — поле непаханое.
Нельзя, конечно, сказать, что в Волгограде нет общинной истории — скорее нет не прерывающейся общинной истории. Во время Второй мировой коренные царицынцы, сталинградцы либо были уничтожены, либо покинули город перед оккупацией.
У нас буквально по пальцам двух рук можно пересчитать семьи, которые могут сказать — «Мы сталинградцы».
С царицынцами ещё сложнее, трудно сказать, кто мог тут остаться с тех времён. А в Нижнем у нас были бабуськи, которые говорили: аааа, ты такой-то, женат на такой-то, значит, такому-то, седьмая вода на киселе — то есть хранительницы истории общины были, это прослеживалось. В Сталинград же после войны отовсюду приехали специалисты — инженеры, строители, металлурги — коммунисты, комсомольцы, и у этого поколения уже не было связей с еврейской традицией. Чему они могли научить своих детей в плане еврейства? Большой вопрос. Так что в городе очень заметна ассимиляция, семей, где по обеим линиям только евреи, исчезающе мало.
Нам сразу удалось сплотить неравнодушных людей, мы зарегистрировали общину и устроили городской лагерь, объединили молодые семьи, у нас возникла очень отзывчивая детская тусовка. Эти семьи стали активной основой общины.
Следующим этапом мы открыли еврейскую школу — в первый год это была учёба во вторую смену на территории городской общеобразовательной школы. Это вторая наша авантюра, ведь сначала там было всего 55 детей с 1 по 11 класс! Потом мы открыли детский сад, вернули и отреставрировали синагогу, построили микву, начали издавать общинную газету «Шофар Поволжья».
Все мы это делали для того, чтобы у тех, кто решил сделать шаг навстречу еврейству, была такая возможность — не в теории, а на практике.
Хотите повесить мезузу на двери? Раввин приедет и поможет. Хотите есть кошерное? Мой муж, наш рав, может организовать поставку из Москвы. Кроме того, он ещё и резник — шойхет — и может сам правильно зарезать и откошеровать птицу или животное.
Хотите изучать иудаизм и традиции? В нашей общинной библиотеке сейчас более 7 тысяч книг. Община живёт — кто-то приходит на молитвы и собрания, кто-то на праздники, кто-то отправляет детей в летние лагеря, молодёжь участвует в еврейских программах. Это всё невероятно сближает, и именно сейчас еврейская община в Волгограде развивается очень динамично.
Волгоградская община — скорее постоянный стартап, мы всегда начинаем с «алеф-бет». Когда люди серьезно погружаются в еврейскую жизнь и это становится их основной ценностью, они, как правило, уезжают из города. Это закономерно. Молодежь, молодые семьи уезжают учиться по всяким еврейским программам и часто решают, что следующий логичный шаг — это Израиль. Как и у многих региональных общины, наша задача — показать людям привлекательность идишкайт, вовлечь на начальном этапе, помочь им вернуться и углубиться в еврейскую жизнь.
Мы уже давно сотрудничаем с «Колель-Тора», это такая образовательная программа для взрослых с крутой методической поддержкой. Люди очень плотно и глубоко изучают еврейскую философию, священные тексты, культуру и историю. И это совсем другой уровень жизни. Собираются деньги, которые покрывают стоимость этой программы, и год от года количество людей, которые поддерживают проект, увеличивается — даже несмотря на нестабильную финансовую ситуацию.
Да, люди вкладывают меньше, но людей становится больше, и я думаю, что это своеобразный маркер того, что нам действительно удалось создать в Волгограде неплохую сплоченную общину, настоящую команду, как бы громко это ни звучало. Когда с тобой в одной финансовой упряжке больше полутора сотен человек — столько у нас набирается на файндрайзинговых акциях — и они поддерживают еврейскую жизнь, поддерживают твою работу не только на словах, но и делами, это очень вдохновляет.
Город у нас интересный в плане географии. Он в ширину не более пяти километров, а в длину — около сотни, тянется вдоль Волги.
Конечно, когда синагога одна, а ты живешь где-то далеко, то соблюдать традиции досконально сложно. Пешочком в Шаббат 50-60 км идти, например, как-то проблематично.
Конечно, было бы здорово открыть синагоги в каждом районе, но мы пока до такого не доросли. Зато у нас есть люди, принявшие какие-то более серьёзные обязательства — кто-то ест только кошерное мясо, кто-то постится в нужные дни, кто-то отделяет десятину от дохода, то есть, люди точечно принимают на себя вещи, которые считают ценностными и важными. Я верю, что таких решений будет больше, вижу в этом нашу с мужем миссию и направление работы.
Если окружающие, неважно, евреи они или нет, видят, что ты правда веришь в то, о чём говоришь, не играешь, не эпатируешь, если это правда для тебя ценность и ты серьезен и последователен в своем соблюдении — твой круг общения это поймёт и примет. Я постоянно вижу подтверждение этому, в том числе на собственном опыте — как адвокат, психолог, руководитель НКО.
А мы, в свою очередь, всегда готовы помогать волгоградцам и ждать, что к нам будут приходить новые люди. Я по жизни иду с девизом «Еврейство — это вкусно, попробуйте!»
Записала Соня Назарова