От любви до ненависти: как евреи (не) празднуют Новый год
Фейерверки, советские традиции и «похвала глупости»: спросили наших читателей, что они думают про Новый год, и получили неоднозначные ответы
Ханна Седлецки
Студентка программы «Ближневосточные исследования» в ВШЭ
Москва
— Для меня Новый год — это довольно-таки светский праздник, который в первую очередь связан с историей Советского Союза, хотя в нём, конечно, много христианских атрибутов. Мне больше нравятся именно советские новогодние традиции, но ёлку я уже не ставлю, хотя у моих родителей она стоит.
Это семейный праздник, и я провожу время с семьёй: приезжаю к родителям, чтобы слушать бой курантов и есть классические салаты, всю эту новогоднюю еду. Для меня это абсолютно не спиритуальная история, а что-то про календарный год, что ли, хотя все эти традиции я обожаю.
Новый год я считаю общим светским праздником, как было в советские времена. Он для всех, и исключений тут быть не может.
Кажется, очень мало где есть похожие праздники, которые объединяют абсолютно всех, вне зависимости от их культуры и религиозных взглядов.
Я стараюсь не связывать новогодние традиции с христианством, разделять их, хотя как-то проанализировала все атрибуты праздника и поняла, что это некая христианская гегемония. Считаю, что всем нам нужно более сознательно относиться к своему быту и жизни, так что для своего Нового года сознательно сохраняю традиции советского прошлого.
В такое холодное и тёмное время больше всего хочется праздника. Поэтому, собираясь с родителями за столом, подводя какие-то итоги, я отмечаю Новый год как все — и мне это очень нравится.
А что может тут не нравиться? Новогодние каникулы, снег, семья — то, что нужно!
Павел Сориц
Поэт и бард
Санкт-Петербург
— Я ненавижу Новый год, и многие мои друзья считают меня психом. Важно заметить, что не праздную я его не по каким-то религиозным причинам (и мы не берём во внимание то, что иудей я никудышный), а потому что я в своё время изучал историю еврейского народа и пришёл в ужас от прочитанного.
В период Средневековья ночь, которую все так любят, а именно с 31 декабря на 1 января, была для евреев максимально невесёлой! Христиане сжигали синагоги, священные книги из-за того, что евреи не принимали Иисуса, да и в принципе были другой веры.
Я даже читал где-то, что салют, который люди запускают по ночам, — это «свет от зарева горящих синагог».
Возможно, я и правда сумасшедший, но ведь даже в моём любимом мульте «Металлопокалипсис» была серия про празднование Нового года, где герои недоумевали, почему все ставят труп дерева в центр гостиной и радуются при этом. Вот такие незавидные ассоциации у меня с этим днём.
Мне кажется, что, даже если бы я не был евреем, я бы его всё равно избегал. Это абсолютная похвала глупости и издержки советчины: люди напиваются в хлам, жрут мандарины до чесотки, парятся в банях и смотрят «Иронию судьбы» по телику. Ну и в чём прикол?
У евреев есть прекрасный Рош а-Шана, что символически то же самое — но нет же, все хотят превратиться в свиней под бой курантов. В общем, я из тех людей, кто даже не ходит на новогодние тусовки, а просто ждёт, пока эта вакханалия закончится.
Татьяна Рогозина
Психолог
Москва
— Наверное, меня нельзя считать настоящей еврейкой, ведь корни у меня по папе. Но меня саму больше привлекает моё еврейское наследие. Я немного жила в Израиле и заметила, что взрослые знакомые евреи там классический зимний Новый год не празднуют, для них это просто ещё один день в календаре. Может, кто-то ностальгирует и смотрит русские каналы, но не более того.
Я как-то отмечала Новый год с израильской молодёжью, и это больше напоминало обычную тусовку: поели, попили, запустили фейерверки, да и всё.
Мне почему-то кажется, что мои израильские знакомые устроили Новый год только ради меня — потому что я в этот день была вдали от дома и семьи.
Честно говоря, я ощущаю эту вот общность большой семьи и всеобщую любовь, которые обычно людей накрывают на Новый год, в момент празднования Рош а-Шана. Мне кажется, в этом еврейском празднике больше души.
Записала Соня Назарова