Почему не получается начать новую жизнь с понедельника? Отвечает раввин
В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы говорим с раввинами из разных общин и течений об актуальных проблемах. На этот раз мы обсудили с раввином общины «Даркей Шалом» из московского района Отрадное Довидом Карповым, почему у нас не получается начать новую жизнь с понедельника или Нового года
— Вообще-то евреи если и пытаются начать новую жизнь, то не с понедельника, а с воскресенья — после Шаббата, потому что он как раз и даёт силы на всю следующую неделю. А понедельник, как известно, день тяжёлый, но не все знают почему. Всё дело в том, что понедельник соответствует Второму дню Творения, и это единственный день, когда не было сказано «ки-тов» — «ибо он хорош».
Но если чуть более серьёзно, то у нас действительно есть важный повод для начала новой жизни. Даже два: один — это Рош а-Шана, хотя он уже прошёл, а второй — это следующая суббота, которая называется Шаббат Берешит. Это день, когда мы начинаем читать Тору с первой главы, «Берешит», ну а то, что мы читаем в Торе, как бы проецируется на нашу жизнь. И если в Торе описывается сотворение мира, то, значит, и мы тоже должны начинать создавать свой новый мир, ведь как раз наступил новый, 5782-й, библейский и еврейский год. Так когда, как не сейчас, это делать?
Менять что-то в жизни бывает чертовски сложно. На мой взгляд, важно думать о том, почему именно человек хочет начать новый этап, и есть два типа случаев, когда мы обращаем внимание не на то, на что стоило бы.
Первое: мы привязываем изменения к какой-то дате или событию. Например, решаем начать новую жизнь с понедельника или говорим: «Окончу институт — вот тогда и поженимся». Но если ты хочешь что-то изменить, ты должен делать это здесь и сейчас. Хороший пример: у людей есть устойчивые отношения, но они откладывают свадьбу, потому что семья — это неизбежные сложности, и чтобы было проще, хочется сначала что-то заработать на будущую семейную жизнь или, скажем, закончить образование. Ребе (Любавичский Ребе Механем-Мендл Шнеерсон. — Прим. «Цимеса») говорит наоборот: семья — это источник сил, и если у тебя есть проблемы, то скорей женись (если, конечно, есть подходящая кандидатура), чтобы потом решать эти проблемы уже вместе.
Откладывать — большая глупость. Создание еврейской семьи — это и есть решение всех проблем. Да, это создаёт новые проблемы, но зато старые решаются легче.
Второе: люди связывают начало новой жизни с каким-то действием — что-то приобрести, куда-то поехать, от чего-то отказаться. В принципе, это верно, но начинать надо не с этого. Начало новой жизни — в нашей душе. Сначала измени себя, а жизнь сама подстроится. Как говорил Ребе, не надо уподобляться барону Мюнхгаузену и пытаться себя за волосы вытащить из болота. Для того чтобы перевернуть Землю, как известно, нужна точка опоры. И эту точку опоры нужно найти в себе, хотя религиозный человек, конечно, находит её и в связи с Торой и Творцом.
Как говорится у хасидов, нужно Г-споду Б-гу дать возможность немного «заработать» — позволить Ему поучаствовать в твоих делах. Ведь многое зависит именно от помощи свыше, но только в том случае, если мы со своей стороны делаем какое-то усилие.
Меняешь себя — получаешь силы, чтобы изменить обстоятельства своей жизни.
Вот это изменение себя называется ёмким словом тшува. Иногда его переводят как «раскаяние», но это не очень правильный перевод, поскольку раскаяние предполагает, что человек перед этим нагрешил. Тшува же — это коренные изменения в себе, которые лишь иногда, но не обязательно, связаны с грехами.
Человек развивается и в какой-то момент чувствует, что подошёл к некому рубежу, своему духовному потолку. Тогда он должен сделать рывок, духовный скачок или прыжок вверх — и вроде бы ему это по силам, но всё равно боязно рисковать. Именно этот рывок в еврейской традиции и называется тшува. Если человек смог найти в себе силы и прыгнуть, он сам увидит изменения, поймёт, что он уже не тот, кем был на предыдущем лестничном пролёте своей жизни.
Я неслучайно начал с того, что человек зачастую откладывает начало новой жизни на более комфортный момент, чтобы был как бы разбег.
Но порой именно испытания — это и есть то, что помогает нам прыгнуть.
Однажды к Ребе пришёл очередной посетитель и начал жаловаться на свою жизнь, говорить, что он не может что-то в ней радикально изменить. Ребе стоял за конторкой и вдруг сказал: «А ты прыгай ко мне». Посетитель засмущался — как же он полезет прямо через стол?! Но Ребе настаивал, и тогда посетитель отошёл назад на несколько шагов, чтобы разбежаться и прыгнуть. Тут Ребе улыбнулся и сказал: «Я же просил тебя прыгать вперёд — ко мне, а ты отошёл назад. А всё потому, что для прыжка нужен разбег».
Проблемы и испытания — это то, что мы можем использовать как разбег, стартовую площадку для начала новой жизни. Не надо ждать комфортных условий.
Я родился ещё в Советском Союзе, поэтому я знаю, что советовать всегда легко. Но тем не менее этот совет работает практически всегда, но с одной оговоркой: его нужно адаптировать к своим особенностям, суметь договориться с самим собой.
Сегодня последний день праздника Суккот, который называется Ошанна Раба — то есть «Великое спасение». В некотором смысле это то, о чём мы как раз говорим. Идея этого дня — подсластить пилюлю, горечь неудач. Другими словами, даже когда с нами происходят неприятности, мы можем уметь обратить эту горечь в сладость побед и успехов. И сила для этого даётся нам в этот день, но она есть в нас всегда.
И ещё хочу напомнить, что главное оружие еврея — это веселье (симха), чисто еврейское умение веселиться не только когда хорошо, но и вопреки обстоятельствам и даже назло им.
Это всегда нас выручало и помогало менять что-то в себе, в своей жизни и в окружающем мире.
И всё же: сладкого и успешного года! И чтобы все изменения были только к лучшему!
Подготовила Арина Крючкова
Читайте также: