РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Психоделический иудаизм: что это такое и кто его практикует

Слышали что-нибудь про Еврейский психоделический саммит? Вот и мы с удивлением узнали, что он состоялся этой весной. Автор англоязычного еврейского медиа Tablet и по совместительству соорганизатор мероприятия Мэдисон Марголин считает, что психоделический саммит ознаменовал собой реинтеграцию изменяющих сознание наркотиков в еврейскую духовную жизнь. Почему она говорит о повторном внедрении галлюциногенных практик в иудаизм, что за люди занимаются такими вещами в США и Израиле и при чём тут еврейская традиция — в пересказе заметки

Внимание! В тексте описываются сцены употребления наркотиков. Редакция «Цимеса» напоминает, что наркотики — это зло, пожалуйста, воздержитесь от их потребления. Материал преследует сугубо образовательные цели и предназначен только для взрослых читателей. 18+

Мэдисон Марголин в своём твиттере называет себя журналисткой, которая пишет на темы каннабиса, психоделиков и евреев. Заметку для Tablet она начинает с описания самого яркого в её жизни Пурима — праздника-карнавала, когда улицы израильских городов и еврейских кварталов в городах других стран наполняются разряженными людьми. Многие на Пурим вспоминают правило «В этот день надо напиться так, чтобы не отличать чёрное от белого, добро от зла» и считают это главной заповедью праздника, который проводится 13 адара и чаще всего выпадает на февраль или март по западному календарю. 

«Пока что лучший Пурим, который у меня был, был потрачен на психоделики в Иерусалиме. Я позволила полоске кислоты раствориться на моём языке, когда перед зеркалом поправляла свой фирменный розовый парик и накидывала шёлковый фиолетовый шарф, который купила возле ашрама в Северной Индии. Когда мы вышли из дома, микродоза кислоты ещё не сработала. В конце концов мы добрались до уличной вечеринки, где друг дал мне немного МДМА».

Мэдисон Марголин
Мэдисон Марголин

«Энергии Пурима самого по себе достаточно, чтобы вызвать психоделический опыт, — пишет Мэдисон, — но такие вещества, как алкоголь — или его заменители, — считаются неотъемлемой частью программы».

Невозможно выразить словами энергию того дня. Это было превосходно. Коллективный экстаз, охвативший Иерусалим, кажется, можно было потрогать. Он наполнял меня светом, отныне запечатлённым в памяти моей души. Я испытала то, что можно считать только еврейским психоделическим опытом. Но чтобы добраться до этого момента, потребовались годы, если не целая жизнь. 

Мэдисон впервые столкнулась с пересечением психоделиков и иудаизма за пять лет до того самого Пурима — в хасидском районе Южного Вильямсбурга. Это была её первая неделя в школе журналистики, где каждый студент должен был рассказать о какой-то этнической общине. Ей, как одной из двух евреев в группе, поручили осветить жизнь ультраортодоксального еврейского комьюнити. Проникнуть в некоторые из самых замкнутых районов Америки было непросто, и, чтобы сделать это, Мэдисон прошла не одну кошерную пекарню, уличное кафе или магазин, надеясь разговорить уже хоть кого-нибудь. 

Удача повернулась к ней лицом, только когда она наткнулась на кошерную пиццерию, где встретила парнишку 19 или 20 лет от роду, с частично отросшей бородой и сильным идишским акцентом. Он был первым, кто, наконец, решился заговорить с Мэдисон и согласился встретиться ещё раз. И пропал. 

Позже он объяснил, что был занят чем-то поинтереснее: «Я был на психоделическом транс-фестивале». Он рассказал Мэдисон о психоделиках, которые помогают ему и его друзьям веселиться: кислота, кетамин, грибы, экстази — и этот список был не полным. Поскольку парень происходил из ортодоксальной среды, Мэдисон поинтересовалась, существует ли в еврейской традиции опыт употребления психоделиков.

Если коротко: да. Подробный ответ можно было найти на первом в истории Еврейском психоделическом саммите, состоявшемся в мае. Этот саммит Мэдисон основала вместе с директором по политике и защите в Междисциплинарной ассоциации психоделических исследований (MAPS) Натали Гинзберг и раввином Заком Каменцем, основателем и генеральным директором некоммерческой организации Shefa, цель которой — интегрировать безопасное использование психоделиков в еврейскую духовную традицию. Саммит, куда пришло почти 1500 человек, стал воплощением движения, созревавшего в течение нескольких десятилетий. 

Так называемый «психоделический ренессанс» сейчас в самом разгаре: в активной стадии находятся исследования психоделиков вроде МДМА и псилоцибина (основное психоактивное соединение в волшебных грибах); на очереди — их одобрение для применения в сферах лечения посттравматического расстройства, тревожности, депрессии, зависимостей и многого другого. В Денвере, Окленде и Вашингтоне (округ Колумбия) уже даже декриминализировали псилоцибин и другие природные психоделические соединения.

Между тем евреи контркультуры, которые давно занимались исследованиями психоделиков, подготовили почву для нынешнего поколения — чтобы взаимодействовать с мистическими или трансцендентными элементами в религии. И обнаружили, что подобные ритуалы издавна были частью иудаизма.

«С давних лет многие евреи употребляли психоделики, каннабис и даже реформировали наркополитику», — говорит Натали Гинзберг и добавляет, что знакома как минимум с дюжиной раввинов, которые скрывали свою страсть к психоделикам. Им было неловко говорить об этом, и они не осознавали, что у них есть коллеги, которые тоже были психонавтами.

Мэдисон и её партнёры собрали на свой zoom-саммит десятки светил, раввинов, терапевтов, мистиков, учёных и тех, кто имеет подпольный живой опыт — чтобы исследовать ритуалы, историю и исцеляющий потенциал психоделиков в еврейской практике. Они создали канал на YouTube и выложили туда интервью с такими общественными деятелями, как раввин Арт Грин, автор статьи 1968 года «Заметки еврейского подполья: психоделики и каббала», и Йосеф Нидельман, автор мемуаров 2012 года «Каннабис хасидис: древняя и зарождающаяся Тора веществ» («Cannabis Chassidis: The Ancient and Emerging Torah of Drugs»).

Два дня в десятке часовых поясов организаторы психоделического еврейского саммита проводили виртуальные панели и групповые встречи, посвящённые таким темам, как еврейские травмы и психоделическое исцеление, еврейский шаманизм, психоделики в древней еврейской практике, еврейский мистицизм как сосуд для психоделического опыта, почему прекращение войны против употребления наркотиков — это еврейская обязанность и что привлекает евреев в Индию.

На открытии саммита Мэдисон рассказала, что выросла в общине «индуистских евреев»: евреев, которые имели дело с сухой, ассимилированной версией американского пост-Холокостного иудаизма, лишённой, как многие из них говорят, всего, что было хотя бы отдалённо духовным. Это отсутствие контакта с каббалистическими или хасидскими концепциями было связано для некоторых с антисемитизмом: когда ныне 79-летний отец Мэдисон был ребёнком, он рос в нееврейском районе 1940-х годов и стыдился своего еврейства. Он гадал: что же с евреями не так, почему их хотят убить?

Мэдисон уверена, что эта комбинация самоугнетения и дефицита духовности заставила многих евреев искать мистицизм или прямую связь с Б-гом в буддизме, индуизме, на фестивалях Burning Man или Rainbow Gathering — то есть где угодно, но не в самом иудаизме.

Её детство украшало эклектичное сборище персонажей, курящих косяки, носивших сари и бинди, откликавшихся на индуистские имена, такие как Шива, и еврейские фамилии, такие как Розен. Они сидели на подушках в их гостиной и разговаривали на санскрите — языке, который никто не понимал, равно как и иврит.

Позже Мэдисон отдали в еврейскую школу, где она поняла, что восточная культура не так близка ей, как еврейская, и оказалась в итоге среди людей, достигающих экстатических, трансцендентных высот через призму еврейства.

Мэдисон узнала, что иудаизм работает для неё и с наркотиками, и без них, что использование энергии Шаббата и праздников — это тоже практика расширения сознания.

Благодаря своему собственному психоделическому опыту в еврейском контексте она обнаружила, что воплощённые практики, такие как пение нигуним или зажигание субботних свеч, могут дать чувство заземления при взлёте к духовным высотам.

Как сказал основатель ассоциации MAPS Рик Доблин, «иудаизму необходимо своего рода экстатическое возрождение, и психоделики могут стать его важной частью». Он описал разочарование от своей собственной бар-мицвы — на следующее утро он сидел в постели, думая: «Где же Б-г? Где это откровение? Где это преобразование?» Позже, в подростковом возрасте, Рик попробовал психоделики и смог задействовать «те же самые энергии, которые должна была задействовать бар-мицва, включая экзистенциальные вопросы: „Кто я, куда я вписываюсь, в чем моя роль?“»

Рав Залман Шахтер-Шаломи, основатель движения психоделического возрождения, первым объяснил, почему психоделики нужно интегрировать в иудаизм: он считал, что если алкоголь становится центром традиций в Шаббат и во время фарбренгенов — хасидских застолий, то и с психоделиками должно произойти то же самое.

Может быть, это не такая уж новая идея, считает Мэдисон. На самом деле в какой-то момент еврейской истории психоделики уже были в центре еврейских ритуалов.

Йом-кипур, около 950 года до нашей эры. Первосвященник Иерусалима находится в наполненном дымом зале Храма. Он голодал 24 часа и несколько дней не видел свою семью. Герметичные двери нагревают камеру, внутри которой — раскалённые угли из дерева акации, местного ближневосточного растения, богатого психоделическим соединением ДМТ. Угли мерцают красным под прозрачным коктейлем из ладана и мирры. Раввин и соучредитель Института теологических исследований Гарри Розенберг объясняет: «В этой комнате он в таком состоянии, что мог бы искупить грех Адама». Священнику нельзя было покидать камеру, пока она полностью не окутается дымом, но почему это было необходимым для искупления?

Дочь священника звали Бат-Пинеал, что указывает на то, что самого священника звали Пинеал — что переводится как шишковидная железа, или эпифиз. Её называют «местом души» или «третьим глазом», это часть мозга, которая выделяет эндогенный ДМТ. Так почему священника звали Пинеал? «Потому что Талмуд говорит, что он идёт и служит в самой сокровенной комнате», — говорит Розенберг.

В самом деле — вот внутренняя комната Храма, а вот самая сокровенная комната в нас самих, метафизический дом нашей собственной внутренней божественности, к которой психоделики могут помочь получить доступ.

«Комментаторы говорят, что в Адаме был сокровенный свет, и когда он согрешил и был ниспослан на землю, свет покинул его мозг и всосался в землю, а оттуда в растения». Таким образом, считает исследователь, духовная работа людей состоит в том, чтобы извлечь искры этого света и вернуть их в мозг с помощью особых растений.

Грех Адама был первым случаем травмы, передаваемой из поколения в поколение, за ней последовало разрушение Храма, испанская инквизиция, Холокост и т. д. Теперь современные исследователи этой темы рассматривают психоделики как средство лечения психологических травм, в том числе еврейских травм, передающихся через поколения вместе с этнической принадлежностью.

Археологические данные и исследования также указывают на древнее использование каннабиса (например, в масле для священного помазания, найденном в древнем иудейском храме), мака, эфедры, мандрагоры, полыни и сирийской руты, также известной как Peganum harmala. Руту используют в сочетании с другими растениями, например акацией, — это ингибитор моноаминоксидазы, необходимый для активации ДМТ в акации. 

Можно сказать, что ДМТ олицетворяет квинтэссенцию еврейского психоделического опыта. Как основное психоактивное соединение в аяуаске, ДМТ играет центральную роль в исцелении и налаживании духовных связей для тех, кто приезжает со всех уголков еврейского мира: от хасидов, поющих нигуним в молитвенных кругах аяуаски, до светских израильтян и палестинцев, сидящих вместе на церемониях. И да, сейчас это важная часть исследований ассоциации MAPS, посвящённых роли психоделиков в разрешении конфликтов.

Подготовила Арина Крючкова

Больше «Цимеса»: 

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем