Рыцари иглы: как еврейские «сёстры» ткали — и спасали мир

16 ноября, 2021
Читать: 5 мин

В конце XIX — начале XX века американские еврейки из среднего класса виртуозно обращались с ниткой и иголкой. Они организовывали легендарные сестричества в синагогах и привлекали женщин заниматься рукоделием. Эти кружки были не только местом для общения и самовыражения, у них было важное социальное значение. Какое? Разбираемся вместе с автором Tablet, профессором иудаики и истории Дженной Вайсман Хоселит.

Первые сестричества еврейских женщин в американских синагогах стали появляться в начале — середине XIX века. Зародившись как рукодельные кружки, они со временем переросли в мощные благотворительные сообщества. Как пишет Джоди Эйхлер-Левин в книге «Раскрашенные гранаты и раввины на острие иглы» («Painted Pomegranates and Needlepoint Rabbis»), женщин, которые могли себе позволить такую роскошь, как свободное время, сплачивала общая миссия. Они помогали обездоленным и пытались «залатать дыры» в полотне событий той эпохи. А их было немало: экономическая неопределённость, отсутствие работы, болезни, эмиграция, — однако же программ социальной поддержки ещё не существовало даже в зародыше. 

Так рукоделие для евреек из сестричеств стало не только «лечебным хобби», но и способом прийти на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

Ведь они не просто шили для нуждающихся простыни, наволочки, нижнее бельё, рубашки, платья и детскую одежду. Их кружки стали местом, куда могли обратиться люди, попавшие в беду, — и масштаб помощи рос. 

Женщины из сестричеств помогали распространять среди бедняков товары первой необходимости, от сотен тонн угля зимой до сотен фунтов сахара на Песах. Они открывали детские сады, чтобы дети из неимущих семей не болтались без дела на улицах, устраивали кулинарные курсы, содержали бюро по трудоустройству — и, конечно, пытались обучить своему мастерству других. Они спонсировали классы шитья, чтобы не имеющие опыта в рукоделии женщины могли испытать «трепет самоуважения, который возникает при ношении новой одежды» — и стать более независимыми, получив источник дохода. 

Эта работа на ниве милосердия даже побудила одного поборника прав и свобод конца XIX века охарактеризовать членов сестричеств как «дам — рыцарей иглы».

Надо отметить, что у еврейских женщин был яркий пример перед глазами. Церковные и домашние женские рукодельные кружки в Америке появились так давно, что к началу XIX века они были повсюду — и эти группы тоже были намного большим, чем просто собраниями по интересам. Женщины из этих благотворительных сообществ делали шерстяные ткани, когда их импорт из Великобритании прекратился, одевали солдат революционной армии, снабжали нуждающихся постельными принадлежностями и шили одежду беглым рабам, чтобы они могли ускользнуть от преследователей. 

«Плуг едва ли более благословенный инструмент в Америке, чем игла», — написала в своих заметках английская писательница Фрэнсис Троллоп, путешествовавшая по стране в 1820–1830-х годах.

В наши дни швейные кружки и творческие сообщества переживают эпоху возрождения — но без благотворительной составляющей. В своей книге Эйхлер-Левин описывает современных еврейских женщин, которые собираются и обучают друг друга ремеслу — вязанию и шитью. Однако сестричество в синагогах, похоже, не извлекло выгоду из этого бума: с течением времени волюнтаризм перестал быть актуальным. 

Да, некоторые из сообществ остаются активными, например сестричество «Бет Мейер» в городе Роли в Северной Каролине или сестричество конгрегации «Кехилат Йешурун» на Манхэттене. Но такие общины лишь тень сестричеств былых времён, представлявших собой влиятельную и даже грозную силу. Интересно, что до недавнего времени мало кто из профессиональных историков отмечал то социальное влияние, которое имели члены сестричеств. Они были склонны относить увлечение женщин шитьём к домашнему хозяйству, а не к сфере благотворительности, не замечая, насколько важно было то, чем занимались в этих кружках.

Однако сейчас всё больше специалистов признают: умение участниц сообществ обращаться с ниткой и иголкой не просто праздное занятие, оно имеет глубокое культурное значение.

Желание творить добро объединяло женщин, наделяло их силой навести порядок не только в собственных домах, но и во всей еврейской общине. И приносило пользу им самим: в «Еврейском вестнике» 1894 года писали, что целительный эффект благих трудов сестёр чувствовали не только нуждающиеся, но и сами благотворительницы. 

Ситуация, где выигрывают все. Так, может быть, пришло время вспомнить старые времена и восстановить сестричества в синагогах? Тем более что взаимопомощь, поддержка тем, кому тяжело, и возможность ощутить себя частью чего-то большего сейчас актуальны как никогда.

Подготовила Яна Шебалина

Читайте также:

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы — русскоязычные евреи, живущие в России. Мы знаем, что мы евреи, но пока ещё не разобрались, что это на самом деле значит сегодня — быть евреем.

Чтобы понять это, мы изучаем, что думали про это наши предки, разбираемся, как еврейская культура, религия, традиции и сообщество проявляются в нашей жизни — и ежедневно рассказываем о нашем опыте и открытиях.

Жизнь современных евреев