РАССЫЛКА
Наша еженедельная рассылка от редакции и друзей проекта

Сплюнь три раза, или Зачем нам суеверия

Суеверия и современную жизнь вроде бы непросто совместить, однако почти каждый из нас рефлекторно говорит «тьфу-тьфу-тьфу», услышав хорошую новость. «Цимес» разбирается, что такое суеверия для нынешних евреев — неотъемлемая часть культуры или забавные мифы, которым нет места в XXI веке? 

«Никогда не бросай шляпу на кровать!» А почему, собственно? И что будет, если бросить? Некоторые выражения мы слышим с раннего детства и не задумываемся, откуда взялось это «сплюнь три раза» или «не хвастайся, а то сглазишь», — а ведь за каждым суеверием на самом деле стоит целая история. Попробуем разобраться, как разделить традиции и суеверия, вслед за нашими коллегами из The Jewish Light.

Как отличить заповедь от суеверия 

Некоторые практики сохраняются среди евреев веками, просто потому что так написано в Торе. А то, что написано в Торе, закон для религиозного еврея и должно быть выполнено. Поэтому, например, на входе во всякий еврейский дом, где соблюдают традиции, будет мезуза и всякий соблюдающий еврей, входя в дом, коснётся мезузы рукой. Это ритуальное действие должно защитить от зла дом и того, кто туда входит, — но суеверием считать его нельзя.

Мезуза на двери — одна из 613 заповедей Торы. И хотя мы знаем, что кусочек пергамента внутри красивого футляра не может физически удержать грабителя, мы всё равно прикрепляем мезузу на дверь. Для евреев она обладает другой силой, силой выполненной заповеди, — и так приносит благословение и защиту.

Фото: Сottonbro/Pexels
Фото: Сottonbro/Pexels

Старый ашкеназский обычай дарить на новоселье сладости тоже должен работать на защиту дома от зла — но на этот раз как форма фольклора. Говард Шварц, еврейский учёный, писатель и почётный профессор английской филологии в Сент-Луисском университете, объясняет это так: на новоселье демоны устраивают свадьбу, и нужно оставлять им варенье, чтобы они не разрушили дом.

Правда, какой именно сорт варенья предпочитают демоны, не уточняется.

И суеверие это — в отличие от заповедей Торы — знакомо не всем евреям, а только тем, до которых это знание донесло фольклором из глубины веков. Остальные дарят сладости новосёлам, потому что ну кто не любит сладости?

Зачем евреям соль в карманах

Многие еврейские суеверия несовместимы с иудаизмом, начиная хотя бы с веры в злых духов, женатых или нет. Это форма фольклора, «буббе-майсы», а не религиозный обычай. «Буббе-майсы» в дословном переводе с идиша — это «бабушкины сказки». И тем не менее они тоже часть еврейских культурных традиций — скажем, до сих пор многие ашкеназы как в Америке, так и в Европе рассыпают соль по углам комнат в новом доме и кладут её в карманы новой одежды. Почему? Посмотрим, как соль из приправы превращается в оберег. 

По старинным поверьям, злые духи всегда ищут удобные, скрытые от глаз места, чтобы там поселиться, а соль не даёт им комфортно устроиться. Если вам не хочется, чтобы демоны оформили ипотеку в углу гостиной, запасайтесь солью. Перец, впрочем, тоже подойдёт.

Кто такая Лилит и почему блохам в спальне не место?

Почему бросать шляпу на кровать — к неудаче? Легенда гласит: надоедливые злые духи заберут шляпу, и жди беды. Как это объяснить, не вполне ясно, но один из вариантов — гигиена: шляпы древности, как и волосы их владельцев, были пристанищем разнообразных насекомых, и некоторые из них могли оказаться переносчиками болезней. Вчера сосед бросил шляпу на кровать, а сегодня весь штетл болен чумой: ещё какая неудача! 

Зачем говорить «тьфу-тьфу-тьфу», услышав любую новость? Если речь о плохом, это отпугнёт дурной глаз, чтобы такая же беда не случилась и с вами. Если же речь о хорошем, то дурной глаз надо отпугнуть, чтобы ничего не испортить. 

А почему нельзя радоваться, что у тебя всё хорошо? Еврейская мудрость гласит: «Не хвастайся здоровьем или богатством, а то заболеешь или увидишь, как деньги исчезают». Рабби Йосеф Ланда, глава «Хабада» в Сент-Луисе, предполагает, что это связано с Талмудом. «Сказано: „Человека судят каждый день“ — и хвастовство удачей демонстрирует отсутствие благодарности. В ближайший Йом-кипур это будет взвешено, и, возможно, следующий год станет не таким хорошим, каким был предыдущий». Так что, может быть, прекрасный замок в Геленджике, который столько лет утаивали от глаз общественности, являет собой не пример коррупции, а лишь следование еврейской мудрости.

Это примеры живучих суеверий, но давайте обсудим и знаменитые традиции. Знаете, почему в конце еврейской свадьбы разбивают бокал? По традиции, это ритуал в память о разрушении Иерусалимского храма две тысячи лет назад — и напоминание, что даже в самые счастливые моменты возможны неприятности.

Но есть вероятность — по крайней мере, так пишет Джошуа Трахтенберг в книге «Еврейская магия и суеверия», — что когда-то этот обычай возник в качестве средства защиты от первой жены Адама, демоницы по имени Лилит.

Её связывают с недугами, болезнью и смертью, и бокал разбивали, чтобы отпугнуть Лилит и уберечь новоиспечённых мужа и жену от её козней. 

А вот, пожалуйста, традиция от еврейских мистиков: последователи каббалы, в том числе знаменитости вроде Мадонны и Арианы Гранде, носят на запястье красную нить для защиты от злых духов. И то же самое делают многие их поклонники, в том числе совершенно не интересующиеся еврейством. Так суеверия становятся традициями, а традиции — суевериями.

Чего хотят злые духи

Говард Шварц объяснил, почему так много суеверий связано со сдерживанием злых духов: «В средние века считалось, что у каждого человека 10 тысяч демонов на правой руке и 100 тысяч демонов на левой. Вы постоянно сражаетесь с демонами. В этой борьбе помогает хамса (оберег в виде ладони с пятью пальцами. — Прим. «Цимеса»), она защищает от злых духов».

Поэтому многие суеверия связаны с попытками отпугнуть, подкупить или запутать духов. При этом внимательного и осторожного отношения требуют не только они, но и вообще все обитатели тонких миров.

«Когда человек умирает, нужно закрыть тканью зеркала в доме, — вспоминает Шварц ещё одну традицию, которую трудно отличить от суеверия. — Спросите 100 раввинов почему — получите 100 разных ответов. Большинство соглашается с такой трактовкой: отражение умершего человека попадает в ловушку в зеркале, и нужно закрыть его, иначе дух умершего причинит вам вред». 

«В некоторых ортодоксальных общинах Израиля умершего человека не везут прямым путём к кладбищу», — рассказывает Шварц. Похоронная процессия путешествует через все закоулки города, чтобы уйти от злых духов. Цель простая — запутать демонов, которые охотятся за наследством». Пусть профсоюз демонов негодует, зато ваше золото в сохранности. 

Как сочетать несочетаемое

На первый взгляд сложно понять, как евреям удаётся жить в такой мировоззренческой эклектике, — но на самом деле они в этом не одиноки.

«Обычный христианин чаще всего верит в монотеистического языческого единого Бога, в дуалистического дьявола, в политеистических святых и анимистические привидения. Исследователи религий называют сосуществование противоречивых и даже взаимоисключающих идей, сочетание ритуалов и практик из разных культур синкретизмом. Возможно, синкретизм и является единственной мировой религией», — писал в своей знаменитой книге «Sapiens» израильский учёный Юваль Ной Харари. 

Нынешние евреи просто ведут себя так же, как и 4000 лет назад, — верят в магические вещи, удивительным образом сплетая толкование Торы и анимизм. А мы внимательно изучаем эти сказания, пытаясь понять, почему духи так не любят соль, зачем бить посуду на свадьбе и для чего, отправляясь в путешествие, нужно приколоть к одежде металлическую булавку. 

Нет, ну а вдруг?

Подготовила Катя Полонская

Читайте также:

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️ Мы не попросим у вас справку от раввина, но расскажем, как её получить, если она вам нужна. Мы также будем вам рады, если вас просто по необъяснимым причинам тянет к звездам Давида и форшмаку.

Еврейский проект, где рады всем