Так ли плохо кормить ребенка искусственной смесью? Мнение раввина

20 января, 2022
Читать: 3 мин

В нашей еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. На днях Госдума приняла в первом чтении закон, запрещающий рекламу детских смесей — чтобы стимулировать женщин к естественному вскармливанию. Поговорили с Главным раввином Республики Молдова Шимшоном Д. Изаксоном о том, как на это смотрит иудаизм

— Я, конечно, не врач и не могу дать объективную медицинскую оценку, но раз вы меня спрашиваете, вот мой ответ: я убеждён, что полноценное развитие и здоровье ребёнка невозможны без ментального здоровья и комфорта матери. Я с натяжкой могу называться многодетным отцом, у меня только четыре ребёнка, но мне очевидно, что эти факторы тоже должны считаться медицинскими показаниями для перехода на смесь. 

Польза от натурального вскармливания очевидна, и спорить с тем, что смесь — лишь заменитель материнского молока, не имеет смысла. Но если по любой причине родители решают перейти на смеси — пожалуйста: если в конечном итоге от этого будет лучше матери, то будет лучше и ребёнку. Могу предположить, что такое решение даётся матерям нелегко, — но когда кричат голодные дети, это ещё хуже. 

Если у мамы есть молоко — чудесно, а если нет? Ей предлагается до последнего мучить себя и ребёнка?

А потом, перейдя на смесь после всех этих мучений, бедная женщина будет винить себя в безответственном материнстве? Если честно, с такой перспективой трудно узреть светлое будущее; мне очевидно, что минимизация свободного доступа к информации о смесях для искусственного вскармливания вряд ли принесёт много добра. 

По понятным причинам Тора ничего не говорит об искусственном вскармливании, но касается ситуаций, когда мать не может выкормить ребёнка сама. Можно ли в свете законов Торы кормить ребёнка чужим молоком? Конечно. Ребёнок должен быть сыт. Кормилицей может быть даже нееврейка, и любое материнское молоко кошерно, не важно, от матери оно или от другой женщины. У сцеженного молока статус парве — и не мясное, и не молочное. 

Есть известный мидраш, комментирующий историю о рождении Исаака у 90-летней праматери Сары: мол, когда пошли слухи, что это приёмный ребёнок и Сара не могла родить его сама, Г-дь сделал так, что груди других недавно родивших женщин пересохли. И тогда Сара накормила своим молоком детей всех мам на районе — тут уж все поверили, что она действительно родила сына в столь преклонном возрасте.

Записала Соня Назарова

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм