Смех сквозь слёзы: в театре «Шалом» состоялась премьера спектакля «Моня Цацкес — знаменосец»

28 сентября, 2022
Читать: 5 мин

 22 и 23 сентября в Московском еврейском театре «Шалом» прошли премьерные показы спектакля «Моня Цацкес — знаменосец», поставленного по повести Эфраима Севелы. Мы сходили на премьеру, чтобы посмотреть, как режиссер Олег Липовецкий рассказывает о человеке на войне через призму юмора

Повесть «Моня Цацкес — знаменосец» была опубликована в Москве в 1992 году. Еврейский писатель Эфраим Севела в 1943 году стал «сыном полка» противотанковой артиллерии, с которой дошёл до Германии. В повести он описывает путь молодого литовского еврея, оказавшегося на фронте и прошедшего Великую Отечественную войну. Герой поневоле, Соломон Цацкес постоянно находится в эпицентре событий и использует всю свою хитрость, чтобы выбраться живым. Среди страха, боли и голода Моня всегда находит повод посмеяться.

Фото: Лана Павлова

Целебную силу смеха испытали на себе и зрители на премьерных показах спектакля. В центре сюжета — национальный литовский полк, собранный из бежавших от Гитлера евреев. Герои, половина из которых даже не говорит на русском, должны выучить устав Красной армии, сочинить полковой марш для партии и, конечно же, всячески способствовать победе. Эти тяжёлые солдатские будни одним своим присутствием скрашивает Моня Цацкес. Задорный юноша способен и побрить командиру голову, и наладить связь под обстрелом, и пронести знамя полка через всю войну. Вместе с боевым товарищем Фимой Шляпентохом Цацкес выхаживает вошь по имени Нина, подшучивает над несостоявшейся пассией и ловит немцев. Каждое его действие пропитано не только жизнелюбием, но и щемящей искренностью — Моня Цацкес ни разу за всю свою жизнь не сделал никому подлости. Этому принципу он не изменяет даже на войне.

Фото: Лана Павлова

Особый восторг вызывает живая речь героев: лёгкий слог Севелы играет на сцене новыми красками. Зал взрывается хохотом на афоризмах старшины Качуры и саркастических замечаниях Мони. У каждого персонажа — своя интонация, от робкого лепета Фимы до приглашающих заигрываний Марьи Антоновны. При этом в спектакле участвуют всего 4 актёра! Николай Тарасюк мгновенно превращается из подлого политрука Каца в преданного Фиму, Антон Ксенев лавирует между юдофобом Качурой и грозным подполковником Штанько, а Карина Пестова в одиночку справляется со всеми женскими персонажами: от уборщицы Глафиры до старшего сержанта Цили.  Только Антон Шварц остается в роли Мони на протяжении почти всего спектакля, и в ней он максимально убедителен. Моня, как и полагается главному герою, многогранен: балагур и выдумщик становится неожиданно немногословным и робким в переписке с возлюбленной Фирочкой, трепетным и внимательным, когда погружается в воспоминания о семье.

Фото: Лана Павлова

Минималистичен и выбор декораций — всего четыре металлических стула. На протяжении спектакля им предстоит стать кроватью, столом, нарами и даже танком. Но об этом быстро забываешь: внешняя обстановка — условность для Липовецкого, в центре внимания которого человек и его переживания.

Фото: Лана Павлова

У зрителя есть возможность стать не только свидетелем разворачивающейся истории, но и её участником. Создатели отмечают, что в спектакле сочетаются приемы сторителлинга и «площадного театра: герои заигрывают со зрителями, прощаются с ними и пару раз беззлобно подшучивают над залом.

Конечно, говорить о войне и тем более о судьбе европейских евреев исключительно с юмором невозможно. Поэтому происходящее на сцене — настоящая трагикомедия. Забавные эпизоды, вырванные будто из обычной мирной жизни, сменяются чтением псалмов Давида: Моня находится в постоянном диалоге с Б-гом. И в этом — новаторство Олега Липовецкого, отличающее спектакль от первоисточника.

Молитвой завершается почти каждая из поставленных на сцене глав: внезапно гаснет свет и остается только голос Мони — ищущий, страждущий, говорящий о желании выжить и вернуться.

Трагичность происходящего кроется и в изначально комедийных моментах: вот находчивый Моня выбирается из нацистского окопа. А вот он же не может поделиться с голодными товарищами раздобытыми немецкими деликатесами — ведь тогда все узнают, что он был в плену.

Пронзительна кульминация спектакля: душа любой компании Моня Цацкес ощущает себя самым одиноким человеком в мире, будто на свете больше не осталось евреев. А значит, не осталось кошерной пищи, синагог, менор. Не осталось семьи. После такого единственным выходом кажется уйти с головой в пьянство, чтобы попытаться забыть произошедшее. Но для Мони даже на войне самое главное — быть евреем, а значит, не быть дураком. И если с сообразительностью у Мони никогда не было проблем, то война учит его и другой стороне еврейского бытия — настоящему милосердию. 

Подготовила Ксения Сорокина

Ближайшие показы — 7 октября, 6 и 20 ноября на площадке Государственного музея Владимира Высоцкого (Театральный зал).

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм