Зачем евреи носят шляпы?

12 августа, 2022
Читать: 8 мин

В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся, почему у евреев всё дело в шляпе

Традиция покрывать голову сложилась в иудаизме ещё в глубокой древности. Это всегда служило знаком скромности, благоговения и уважения к Б-гу. Причем как среди женщин, так и среди мужчин. Сегодня обсудим, как мужчины-ортодоксы начали носить свои знаменитые чёрные шляпы и меховые шапки. 

В Торе у Аарона, первого первосвященника, был головной убор — кидар («тюрбан»), который служил частью церемониального облачения. Кидар следовало сделать из льняной ткани, виссона, и прикрепить к нему полированную дощечку из чистого золота с выгравированными словами «Святыня Господня» (Исход 28:36-38). Собственно, со времен Аарона еврейские священнослужители и начали покрывать головы. 


Аарон из неизданного сочинения А. Н. Оленина «Опыт о вероподобнейшем виде священных одежд у древних евреев». СПб., 1836 г.

В Талмуде (трактат «Шаббат», 156б) приводится такая история: мать рава Нахмана бар Ицхака узнаёт, что её сын будет вором, и поэтому заставляет его покрыть голову и молиться о Б-жественной милости. Ему удаётся вести себя хорошо, пока покрывало случайно не сползает с головы, и тогда он поддаётся искушению украсть несколько фиников. В другом месте Талмуда приводятся слова рава Хуны о том, что он не проходил расстояние «в четыре локтя» с непокрытой головой, чтобы постоянно чувствовать Б-жественное присутствие над своей головой. 

В Средневековье обычай покрывать голову распространился на широкие слои еврейского населения. Живший в XII веке еврейский философ Маймонид в своём трактате «Мишне Тора» пишет, что во время молитвы покрывать голову необходимо. Самый влиятельный средневековый свод еврейских законов «Шулхан Арух» гласит, что нельзя молиться, произносить благословения или входить в шул с непокрытой головой. Кстати, существует версия, что эта практика стала популярна благодаря христианскому обычаю снимать головные уборы при входе в церковь: евреи нарочно начали делать всё наоборот. 

Так в Европе появилась так называемая «еврейская шапка», известная и как еврейский колпак, на латыни — pileus cornutus («рогатый череп»).

Она представляла собой конусообразный остроконечный колпак, часто белого или жёлтого цвета. Первоначально евреи носили эту шапку по собственному желанию. Однако после Четвёртого Латеранского собора 1215 года в некоторых регионах Европы её ношение стало принудительным: так власти отличали евреев, когда те выходили за пределы гетто. Сам же фасон, возможно, возник в доисламской Персии: похожий головной убор носили вавилонские евреи.

Махзор, начало 14 века. Британская библиотека

Штраймл: последний писк моды XVIII века 

По мере обособления еврейских общин друг от друга росло разнообразие стилей и фасонов головных уборов. На еврейскую шляпную моду сильно влияла внешняя среда. Так, в Османской империи евреи начали носить красные цилиндрические колпаки — феску, или тарбуш. Среди ашкеназов в Европе возобладал чёрный цвет — скорее всего, в знак траура о разрушении Иерусалимского храма. 

В Восточной Европе в XVIII веке хасиды начали носить знаменитые меховые шапки — штраймл и сподик. Штраймл — это очень широкая коричневая шапка из хвостов животных (обычно лисицы, куницы или норки), а сподик, как правило, более высокий и окрашен в чёрный цвет.

Евреи в меховых шапках на картинах Исидора Кауфмана

Многие исследователи считают, что, как и другие элементы традиционной хасидской одежды, штраймл был модным головным убором в Восточной Европе в XVIII веке. Когда в начале XIX века Польшу захватил Наполеон, многие поляки переняли западную моду в одежде, а евреи-хасиды сохранили преданность традиционному польскому стилю. 

По другой версии, польские власти требовали от евреев носить хвосты животных на голове, чтобы таким образом обозначить и унизить их. А хитроумные евреи соорудили из хвостов шапки, которые выглядели как короны: так они избежали унижения. 

Шапки обычно надевают в Шаббат, на праздники и свадьбы. Стиль шапки зависит от течения хасидизма. Надо сказать, этот элемент гардероба обходится недёшево: стоимость штраймла порой достигает нескольких тысяч долларов. 

Чёрные шляпы: хасидский casual

Если дорогие меховые шапки носят в Шаббат и по особым случаям, то чёрные шляпы — отличный выбор на каждый день. 

По словам американского раввина Менахема Тендлера, главного раввина U. City Shul в Сент-Луисе, практика ношения модной чёрной шляпы восходит к середине 1800-х годов и Носсону Цви Финкелю — восточноевропейскому ортодоксальному еврейскому учителю, у которого в учениках было много бедных молодых людей. «Финкель утверждал, что если Тора — это руководство для всего мира, то евреи должны выглядеть респектабельно, — говорит Тендлер. — Он ввёл униформу и собрал деньги, чтобы каждый мальчик в его синагоге ходил в костюме, шляпе и галстуке. Они ходили по городу, и люди говорили: „Это успешный человек“. Такой образ он создал для мальчиков иешивы”».

При этом практика ношения чёрных фетровых шляп стала повсеместной среди ультраортодоксальных студентов иешив и хасидов только в 1960-х годах. В это время сложился привычный нам образ еврея-ортодокса: чёрный пиджак, чёрные брюки и белая рубашка, чёрные туфли и очки в чёрной оправе. Теперь это уже добровольный способ отличить своих, избежать ассимиляции. 

У чёрных шляп есть свои подвиды. Вот только несколько из них: 

Федора

Шляпа из мягкого фетра, впервые вошедшая в моду в Европе и США в конце XIX века. Федору носит большинство хасидов-хабадников, потому что её носил Седьмой ребе. 

Самый писк — федоры итальянской фирмы «Борсалино», которые иногда так и называют. Стоимость новой борсалино начинается от 300 долларов. 

Хойхе

Шляпы хойхе более высокие и жёсткие, чем федоры. Они также известны как шляпы «с высокой короной», их носят евреи-хасиды из многих общин в течение недели. 

Platchige Biber

Шляпа с плоским фасоном, известная также как плоская бобровая шляпа. Такие головные уборы распространены среди меньшего количества хасидских групп: их в течение недели носят евреи-хасиды из общин «Толдос Ахарон», «Шомрей Эмуним» и «Сатмар». 

Одна хорошо, а две лучше 

Со временем во многих общинах сложилась традиция надевать два головных убора: кипу, а сверху неё шляпу, шапку или бейсболку. Согласно одной из теорий, этот обычай был введён влиятельным белорусским раввином Исроэлем Меиром Коэном, также известным как Хафец Хаим. В своём трактате по еврейской этике и законам «Мишна Брура» (91:12) он утверждает, что кипа недостаточна для молитвы, а человек должен молиться и в кипе, и в шляпе, которую он носит, когда ходит по улице. В конце концов, мы же не встречаемся с важными людьми без шляпы. Так как же мы можем позволить себе разговаривать с Б-гом в одной лишь маленькой тюбетейке?

Опять же, как мы видим, налицо веяния моды и этикета XIX века. Но если в прошлом, надевая костюм и шляпу, евреи пытались подражать окружающей их среде, то сегодня именно это облачение мгновенно выделяет их из толпы. 

Подготовила Аня Субич

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм