«Когда говорю людям, что я еврейка, они улыбаются»: жизнь еврейской общины в Ереване

27 октября, 2022
Читать: 12 мин

«Цимес» продолжает знакомить читателей с историями евреев со всего мира. Сегодня в переводе статьи Jewish Telegraphic Agency мы рассказываем о том, как живёт одна из самых малочисленных еврейских общин в постсоветском пространстве, и чем осложнены дипломатические отношения между Арменией и Израилем

Рядом с отдалённой деревней в двух часах езды к востоку от Еревана, на поляне, куда можно добраться только спустившись по крутой насыпи и пройдя по шаткому деревянному мосту, виднеется удивительный объект: синие металлические ворота, украшенные звездой Давида. Они охраняют вход на одно из самых необычных еврейских кладбищ в мире. Здесь, в пасторальной обстановке, нарушаемой лишь щебетанием птиц и журчанием воды реки Ехегис, лежат 64 полных надгробия и фрагменты других. Они датируются 1266–1346 годами. 

Надгробные надписи на иврите и арамейском языке в течение многих лет изучались учёными. Так, эпитафия еврейскому мальчику отражает глубокую скорбь его родителей: «Мёртвые ваши [оживут], трупы восстанут, пробудитесь и пойте от радости, о обитатели праха! Ибо [ваша роса] — роса сияющая».

На это явно запущенное средневековое кладбище в наши дни редко заходят посетители. Но оно является доказательством того, что еврейская община долгое время существовала и даже процветала в Армении — первой христианской стране мира. Армению также принято считать родиной горы, на которой остановился библейский Ноев ковчег.

Сегодня эта община является одной из самых малочисленных среди 15 республик, которые до 1991 года входили в состав СССР. Впрочем, в последние месяцы она, пусть и временно, увеличилась за счёт евреев из России. Несмотря на то, что Израиль — дом для старейшей армянской диаспоры, а Старый город Иерусалима может похвастаться армянским кварталом, отношения Армении с евреями и Израилем сложны как в силу исторических причин, так и в силу того, что Израиль является ключевым союзником врага Армении — Азербайджана.

74-летняя Римма Варжапетян возглавляет расположенную в Ереване Еврейскую общину Армении. Её организация, существующая уже 25 лет, занимает небольшой офис на первом этаже института для глухонемых.

«В Армении нет антисемитизма», — утверждает говорящая по-русски Варжапетян, которая родилась в Днепропетровской области Украины, но последние 52 года живет в Армении. «Правда, наша экономика не очень развита, поэтому многие евреи — учёные, врачи, журналисты и другие — репатриировались. Сегодня у нас не такая активная религиозная жизнь, но мы стараемся отмечать все еврейские праздники».

По её словам, после распада СССР около 15 000 армянских еврейских семей эмигрировали в Израиль, и в наши дни в стране, население которой составляет примерно 3 миллиона человек, проживает около 280 еврейских семей. Эти данные трудно проверить, поскольку немногочисленные евреи страны в основном живут в межнациональных браках.

Цифры Варжапетян гораздо более оптимистичны, чем цифры раввина Гершона Бурштейна, который с 1996 года является духовным лидером ереванской синагоги «Мордехай Нави». Бурштейн, ортодоксальный еврей местного происхождения, поразительно похож на Тевье-молочника. Он утверждает, что большинство здешних евреев — из семей, прибывших после Второй мировой войны из Украины, Беларуси, Молдовы, Узбекистана и, в меньшей степени, Азербайджана.


Римма Варжапетян и Гершон Бурштейн и у памятника жертвам Холокоста в Ереване

 «До 1920-х годов здесь было две еврейские общины: одна из Польши, другая из Ирана. В то время они составляли 17% населения Еревана», — говорит 60-летний Бурштейн. «Но во время геноцида армян в 1915 году ходили слухи, что русская армия отдаст Ереван туркам, поэтому персидские евреи вернулись в Иран».

Сегодня, по его словам, из 2,9 миллиона жителей Армении не более 100–200 евреев; почти все они живут в Ереване, за исключением горстки в Ванадзоре, третьем по величине городе Армении. Но эти цифры сбивают с толку, поскольку по меньшей мере 500 армян могут претендовать на алию в соответствии с израильским законом «О возвращении» 1953 года. Это означает, что у них есть хотя бы один дедушка-еврей или бабушка-еврейка. С другой стороны, как утверждает Бурштейн, лишь у порядка 20 армян оба родителя являются евреями: в стране очень распространены межнациональные браки.

В Шаббат в синагогу ходит не больше 25 человек. Почти все прихожане в возрасте 45 лет и старше.

Кошерное мясо доступно благодаря шойхету, который приезжает один или два раза в месяц из Тбилиси. На праздничные службы в дни Рош а-Шана и Йом-кипур приходит около 100 человек.

Новая синагога в Ереване. Фото: Wikipedia Commons

71-летняя Ида Зильман, художница и дизайнер, преподаёт декоративно-прикладное искусство в местной начальной школе. Её отец, еврей из Одессы, был тяжело ранен во время Второй мировой войны. В 1944 году его демобилизовали и отправили на Кавказ работать геологом.

«Он помогал создавать металлургическую промышленность в Армении, и именно здесь встретил мою маму», — говорит Зильман, которая посещает службы в синагоге по еврейским праздникам. Вместе со своим покойным мужем она также посетила Израиль. Её сводная сестра живёт в Ашдоде.

«Я обожаю Израиль, но здесь, в Армении, чувствую себя комфортно», — рассказывает она. «Ходят слухи, что здесь антисемитизм, но это неправда. Когда я говорю людям, что я еврейка, они улыбаются».

Шесть лет назад Израиль выпустил марку в память о знаменитом французско-армянском певце Шарле Азнавуре, его родителях и сестре Аиде, которые во время Второй мировой войны укрывали евреев в своём доме. Кроме того, десятки других армян, которые спасали еврейские жизни по всей Европе, увековечены в израильском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем».

Шарль Азнавур с родителями Мамиконом (Мишей) Азнавуряном и Кнар Багдасарян, 1964 год.

Однако эти теплые чувства не являются всеобщими, предостерегает Илья Дорфман. Он — предприниматель в области программного обеспечения. Илья пожил в Москве, Торонто, Сан-Франциско и Нью-Йорке, прежде чем решил вернуться в родную Армению.

«Иногда я разговариваю с местными молодыми людьми, и у них складывается представление, что евреи всегда против армян. Но это у них никогда не переходит в ненависть к евреям», — сказал он. «Это точно не похоже на тот антисемитизм, который я ощущал, когда жил в России». 

Неприязнь, существующая между Арменией и Израилем, во многом обусловлена тем, что Израиль оказывает военную поддержку богатому нефтью Азербайджану, с которым Армения вела многочисленные войны за Нагорный Карабах. Бои шли с 1988 по 1994 год и унесли жизни 16 000 азербайджанцев и 4 000 армян.

Затянувшийся конфликт вновь перерос в войну в конце 2020 года. Азербайджан — во главе с президентом Ильхамом Алиевым и при значительной помощи Турции и Израиля — в конечном итоге вернул себе 20% своей территории, которую он был вынужден отдать Армении в 1994 году. 

В прошлом месяце в результате возобновившихся пограничных боёв между двумя странами погибло около 300 человек с обеих сторон, а преимущественно мусульманский Азербайджан и преимущественно христианская Армения обменялись обвинениями в геноциде и нарушениях прав человека.

Артём Чернаморян, основатель некоммерческой армянского общества «Наири» в Петах-Тикве, Израиль, говорит, что ему не нравится официальная политика Израиля в отношении его родины, а также союз Израиля с Азербайджаном.

«У Израиля так много денег на НПО по всему миру, но нет ни одного шекеля на поддержку еврейской общины Армении. Это позор», — заявил Чернаморян, который совершил алию 20 лет назад. 

Армяне также глубоко возмущены тем, что Израиль отказывается официально признавать геноцид 1,5 миллиона армян, уничтоженных Османской империей в 1915 году, боясь обидеть Турцию, с которой он восстановил дипломатические отношения в этом году после долгого перерыва.

Одним из людей, прилагающих все усилия для улучшения израильско-армянских отношений, является Ашот Шахмурадян. С 2013 года Шахмурадян является почётным консулом Израиля в Ереване. Офис на втором этаже принадлежащего его семье автосалона украшают сертификаты на иврите и армянском, а также домашний питон, которого он держит в огромном стеклянном аквариуме.

«У наших стран так много общего», — говорит Шахмурадян, не являющийся евреем. «Обе окружены мусульманскими странами. Обе населены древними народами с современными трагедиями — геноцидом армян в 1915 году и Холокостом. Как следствие, у нас большие общины за рубежом, но армянская диаспора даже больше, чем еврейская».

По словам Шахмурадяна, в 2019 году, до начала пандемии, Грузию посетили около 180 000 израильтян; в том же году Армению посетили лишь 5 000 туристов. Хотя израильтян, имеющих связи с Грузией, больше, чем с Арменией, Шахмурадян выразил оптимизм по поводу того, что число туристов в Армении может резко возрасти благодаря прямым рейсам из Тель-Авива в Ереван — время полёта составляет менее двух с половиной часов.

Возможно, ситуация действительно меняется к лучшему. В апреле этого года президент Израиля Ицхак Герцог встретился с новым послом Армении в Израиле Арманом Акопяном, который вручил свои верительные грамоты и расписался в официальной гостевой книге на необычайно беглом иврите. Затем они обсудили 1700-летнюю историю армянской общины в Израиле и родственные связи между двумя народами.

Также, по словам раввина Бурштейна, среди россиян, приехавших в Армению в последнее время, — не менее 450 евреев, которые поселились в столице. Это значительно увеличило численность местной еврейской общины, пусть даже временно.

А 6 октября президент Азербайджана Алиев в неформальной обстановке встретился с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом — это первые переговоры на высшем уровне между турецкими и армянскими лидерами за последние десятилетия. Это произошло после недавнего сближения Эрдогана с Израилем и возобновления дипломатических связей между Израилем и Турцией.

«В Старом городе Иерусалима живёт большое число армян, и многие армяне хотят посетить Израиль с паломнической целью. Но никто не хочет тратить целый день на дорогу», — сказал Шахмурадян. «Я уверен, если бы были прямые рейсы, некоторые из этих туристов могли бы также стать бизнесменами или инвесторами. Потенциал для этого огромен».

Перевела Ксения Сорокина

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм