У сопротивления женское лицо: истории евреек–активисток прошлого

20 октября, 2022
Читать: 10 мин

Они организовывали подпольные кружки, распространяли антифашистские листовки и вывозили детей из страны. Сегодня рассказываем о том, как еврейки боролись за свои права и помогали друг другу выжить в нацистской Германии

В 1999 году профессор современной еврейской истории в Нью-Йоркском университете Марион Каплан опубликовала книгу «Между достоинством и отчаянием: еврейская жизнь в нацистской Германии». В ней она подробно описала сопротивление немецких евреев Гитлеру и проводимой им политике. Преимущественно евреи помогали друг другу найти продукты, подделать удостоверение личности, выехать из страны или скрыться в чужом доме, чтобы избежать депортации в концентрационные лагеря. Важными фигурами этого сопротивления оказались женщины.

Эдит Вольф

Первым протестом женщины против нацистского режима стала смена веры: Эдит воспитывалась в протестантской семье, однако с приходом Гитлера к власти она обратилась к иудаизму и сионизму. Вместе со своим возлюбленным Ицхаком Шверзенцем она организовала группу «Хуг халуци» (ивр. «Кружок первопроходцев») 27 февраля 1943 года. Произошло это в период, когда людей массово отправляли в лагеря.

В группе состояло несколько десятков евреев, большинство из которых нелегально скрывались в Берлине. Помимо организации системы взаимопомощи с едой, документами и жильём, члены группы проводили уроки иврита и праздновали еврейские праздники.

«Первопроходцы» заботились не только о физическом выживании евреев, но и культурном: продолжали ходить в театры и оперу, на концерты и в кино, регулярно занимались спортом в парках — их не останавливали даже бомбёжки. Члены группы стремились воспитать и укрепить в себе еврейское самосознание и солидарность.

Берлин, 1938 год. Фото: United States Holocaust Memorial Museum

Несмотря на огромный риск, Эдит регулярно оставляла антинацистские листовки собственного сочинения по всему Берлину: от телефонных будок до библиотек. Особенно ей нравилось припечатывать аптечные наклейки «Осторожно — яд» на нацистские книги и отправлять видным чиновникам Германии открытки с угрозами.

Эдит координировала работу волонтёров, помогавших немецким евреям выехать из страны, и мечтала вывезти из Германии как можно больше детей.

Она подчёркивала, что подпольный кружок «Хуг халуци» — это в первую очередь политическое движение: «Каждая спасённая нами жизнь — это наш бой с Гитлером». Спустя четыре месяца после создания группы её схватили, но Эдит удалось пережить восемнадцать концентрационных лагерей и тюрем. После освобождения она эмигрировала в Израиль и умерла в Хайфе в 1997 году. В память о её деятельности на Бундесаллее, 79 установили мемориальную доску: «В этом доме жила Эдит Вольф по прозвищу Эво (1904–1997). Она выросла в христианско‑еврейской семье и 27 февраля 1943 года основала здесь молодежную организацию сопротивления “Хуг халуци” вместе с Ицхаком Шверзенцем и другими еврейскими друзьями‑подпольщиками. 19 июня 1943 года Эво арестовали, она выжила, пройдя 18 концлагерей и тюрем». 

Кора Берлинер

Доктор математических и юридических наук, Кора была депутатом Ассоциации еврейских молодёжных клубов в 1910–1924 годах. В 1930 году она стала профессором экономики в Институте преподавания бизнеса в Берлине, однако спустя три года её сняли с должности из-за антисемитских законов. После этого Кора приступила к работе в «Имперском объединении евреев в Германии», где и возглавила департамент эмиграции. Также она была вице-председателем Ассоциации еврейских женщин и помогала молодым еврейкам покинуть Германию.

В 1936 году она отправилась в исследовательскую поездку в Палестину, чтобы узнать, как эмигрировавшие немецкие евреи устроили там свою жизнь и каким они видят своё будущее.

По возвращении в Германию Кора написала заметку «Неполитическая поездка в Палестину», которая так и не была опубликована. Летом 1939 года она отправилась в Швецию, чтобы договориться с местными властями о приёме большого количества еврейских беженцев в их стране. После истечения шведской визы Кора вернулась в Германию.

Фото: Bildarchiv Abraham Pisarek

Имея столько возможностей для эмиграции из Германии, Кора раз за разом отказывалась делать это: «Моя жизнь не имела бы смысла, если бы я покинула людей, о которых я так забочусь». 24 июня 1942 года в составе «карательного эшелона» её депортировали в Минск, Беларусь. Вероятнее всего Кора была расстреляна вместе с другими евреями в деревне Малый Тростенец. Она не была замужем и не имела детей. В память о её жизни на Еврейском кладбище в Ганновере установлен мемориальный камень. Также в её честь названа улица рядом с мемориалом жертвам Холокоста в Берлин-Митте.

Марианна Прагер-Йоахим

Марианна родилась в ноябре 1921 года в Берлине. Она выучилась на воспитательницу образовательного учреждения и работала в еврейском сиротском приюте, однако в 1940 году была отправлена на принудительные сельскохозяйственные работы. В августе 1941 года она вышла замуж за Хайнца Йоахима, тоже еврея, и после свадьбы была отправлена в Берлин для работы на заводе комплектующих для автомобилей.

Фото: Wikimedia Commons

В Берлине Марианна с мужем вступили в группу сопротивления Баума — кружок молодых евреев, выступавших против нацизма. Герберт Баум и сам принудительно трудился на заводе «Сименс», где и рекрутировал других евреев левых политических взглядов.

После вторжения Германии в СССР члены кружка начали печатать и распространять антинацистские листовки. Также они постоянно саботировали работу завода и портили оборудование.

Крупнейшим протестом группы стал поджог на антисоветской выставке, проводившейся над патронажем Йозефа Геббельса 18 мая 1942 года. Вместе с группой коммунистов-неевреев члены кружка Баума заложили на выставке зажигательные бомбы. Марианна ходила по залу — она была одной из дозорных. Всем активистам удалось покинуть выставку после того, как зажглась первая бомба. Власти города ликвидировали пожар и на следующий день выставка открылась вновь, а нацистские газеты даже не упомянули этот инцидент.

Спустя четыре дня после поджога Герберт Баум, Хайнц Йоахим и девять других активистов были арестованы и приговорены к казни. Через две недели арестовали и Марианну, которая провела восемь месяцев в тюрьме и позже была обезглавлена. В ожидании казни она писала свекрови и свёкру, называя смерть Хайнца «худшей вестью в своей жизни». Своим же родителям в одном из писем Марианна напоминала: «Подумайте о всех песнях, которые мы пели вместе, всё отлично! Пусть вам хорошо живётся, дорогие мои родители».

Марта Вертхаймер

Марта родилась 22 октября 1890 года в Франкфурте. В 1911 году она была зачислена в Академию социальных и коммерческих наук (с 1914 года — Франкфуртский университет) и стала четвёртой по счёту женщиной, получившей докторскую степень в стенах Академии. С 1919 года она работала редактором либеральной газеты «Offenbacher», отстаивала важность избирательного права для женщин и подрабатывала на радио. Марта много путешествовала, а также преподавала в колледже и выступала с докладами на публичных мероприятиях.

В 1933 году её уволили из газеты из-за еврейского происхождения. Тогда она присоединилась к штату «Еврейского семейного журнала», где писала о еврейском самосознании, религиозных вопросах и возможностях эмиграции в Палестину для студентов-евреев.

Марта в редакции газеты «Offenbacher», 1930 год. Фото: Jüdisches Museum Frankfurt

В 1938–1939 годах Марта сыграла важнейшую роль в отправке нескольких тысяч еврейских детей из южной и юго-западной Германии в Англию и Нидерланды. Она часто сопровождала юных беженцев, чтобы позаботиться о их комфортном размещении в новой стране, но при этом всегда возвращалась в Германию. Эта операция получила название «Kindertransport». Когда с началом Второй мировой войны вывоз маленьких евреев из страны стал невозможен, Марта взяла на себя управление бесплатной столовой, а также восемью домами престарелых для евреев в Германии (в общей сложности на её попечении было около 570 стариков).

Марта приняла решение остаться в Франкфурте со своей сестрой Лидией, чей паспорт был аннулирован.

Она начала активнее участвовать в жизни местной общины и даже взяла на себя те функции, которые обычно сохраняли за собой раввины.

В 1940 году рядом с квартирой сестёр взорвалась бомба, из-за чего Марта получила травму ноги, но и это не остановило её от продолжения образовательной деятельности — она основала мастерскую для местных евреев. Вскоре после того как в 1941 году сестёр насильно перевезли в гетто, гестапо организовали массовую депортацию евреев в восточные концентрационные лагеря. В 1942 году Марта и Лидия оказались среди 1400 франкфуртских евреев, отправленных в Собибор. Никто из пассажиров того поезда не выжил.

Вопреки гендерным стереотипам, борьба евреек с нацизмом была ожесточённой и активной. Женщин реже подозревали в партизанской деятельности и им было проще скрыть своё происхождение от гестапо. Еврейки могли проводить собрания в парках или кафе и передавать сообщения, перевозить контрабандой припасы или сопровождать беглецов в укрытие. Из примерно 30 000 евреев-партизан, сопротивлявшихся нацистской Германии по всей Европе, как минимум 10% были женщинами.

Подготовила Ксения Сорокина

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм