Изя, Сара и раввин: разбираем анекдоты про евреев
Выясняем, что в еврейских анекдотах близко к истине, а что — гнусная ложь и поклёп
Партия не дремлет: кругом одни евреи
Действующие лица: все партийные и Коган
Еврейские анекдоты на русском языке существовали, естественно, задолго до Советского союза. Придумывали их и евреи, и неевреи — в первом случае это чаще была самоирония, во втором — колкое высмеивание того, что считалось национальными еврейскими особенностями. После революции 1917 года анекдотов стало только больше: расцвела конспирология, народ подозревал, что новая власть большевиков — просто-напросто еврейские захватчики, приближающие приход «жидовского царства». Ну, ничего нового.
— Много ли евреев в партии?
— Процентов шестьдесят.
— А остальные?
— Остальные — еврейки.
Тональность еврейских анекдотов менялась вместе с политической обстановкой: несмотря на заявленную дружбу народов, в СССР было несколько вполне одобряемых государством кампаний по дискриминации евреев. Первая проводилась под видом борьбы с космополитизмом в конце сороковых годов и вплоть до смерти Сталина; евреев клеймили как иностранных разведчиков, что допускало открытую травлю со стороны властей. Наиболее известными прецедентами стали «Дело врачей» и расстрел Еврейского антифашистского комитета. Вторая волна антисемитизма пришлась на 60-е и позже — из-за «пятого пункта», вернее, того, что было написано в паспортной графе «национальность», евреев не принимали в ведущие университеты и не брали на работу.
— Алло! Отдел кадров? Здравствуйте. Моя фамилия — Коган. Вам нужны такие специалисты?
Один сильно заикающийся еврей решил устроиться диктором на телевидение. Встречает его приятель.
— Ну как? Ходил? — спрашивает он.
— Х-ходил, — отвечает тот.
— Приняли?
— Н-не приняли, — отвечает тот, — а-антис-семиты!
Вечные ценности: про любовь и деньги
Действующие лица: Сара, Хаим и Абрам
Еврея в русскоязычном анекдоте легко распознать: он либо имеет странное имя или комичную фамилию, либо отвечает вопросом на вопрос, либо торгуется на рынке за каждый рубль. Популярные архетипы тут — старый еврей, вздорная Сара и её незадачливый или, наоборот, хитрый муж Абрам. Или Хаим. Или, на худой конец, Мойша. Сюжеты же обыгрывают стереотипные «еврейские» черты: среди них предприимчивость, скопидомство и железобетонная логика.
Ночью в еврейский дом ворвались грабители и требуют, чтобы Абрам отдал им деньги и драгоценности. Абрам спрашивает:
— А 80 килограммов золота вам подойдут?
— Конечно, тащи!
— Сара! Золотце! Вставай! За тобой пришли!
Сидят рядом двое нищих, у одного табличка «Подайте бедному еврею», у другого — «Подайте бедному русскому». Еврею, разумеется, никто не даёт ни копейки, а второму нищему деньги так и летят. Наконец жалостливый прохожий обращается к еврею:
— А ты тоже на своей табличке напиши, что ты русский, иначе тебе ничего не подадут!
Тот, смерив его уничижительным взглядом, оборачивается к «русскому»:
— Хаим! Этот гой будет учить нас коммерции!
Портреты и памфлеты: как один человек Рабиновича изобретал
Действующие лица: Радек, Рабинович и Каганович
Первым настоящим трендсеттером в мире советского анекдота стал Карл Радек — профессиональный революционер, социал-демократ и беспринципный публицист, которого на самом деле звали Кароль Собельсон. Он был известен своим остроумием, пачками сочинял советские и антисоветские анекдоты, в том числе про евреев и про Сталина.
— Какая разница между Сталиным и Моисеем?
— Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин — из Политбюро.
Радек смеялся над всем сразу: над большевистской философией, стратегическими огрехами партии, разницей между желаемым и действительным. Его авторские сюжеты пересекаются с классическими «еврейскими» мотивами: так, например, роль еврейского наставника берет на себя анекдотический Лазарь Кагановича, а роль «маленького» еврея в опале — условный Рабинович.
Впоследствии Радек и сам стал появляться в анекдотах — как трикстер, который подначивает то партийных товарищей, то случайных собеседников.
Беседуют Радек и Сталин.
Радек:
— Очень странный у нас с вами логический спор:
я вам посылку, вы мне следствие,
я вам довод, вы мне заключение,
я вам цитату, вы мне ссылку.
Ребе, что мне делать: какой вопрос, такой и ответ
Действующие лица: еврей, мудрый ребе, Б-г
Ещё одна распространенная вариация еврейского анекдота — разговор еврея с Б-гом или раввином. Или раввина с Б-гом.
Посыл во всех таких анекдотах примерно одинаков: тот, к кому обращаются за советом, — тоже еврей. Еврейскому Б-гу не чуждо ничто человеческое: он играет в карты, ввязывается в пари, иногда действует в корыстных целях, а ещё очень переживает по поводу перехода сына — Иисуса Христа — в христианство.
Иисус, Моисей и Б-г-отец играют в гольф. Моисей бьет по шарику, тот попадает в океан. Моисей делает шаг, воды расступаются, Моисей бьет второй раз, шарик попадает в лузу. Бьет Иисус, шарик опять попадает в океан, но Иисус проходит по воде, как по тверди земной, делает второй удар и попадает в лузу. Бьет Б-г — в океан. Там шарик съела рыбка, рыбку подхватила чайка, на чайку напал коршун. Когда коршун пролетает над лузой, гремит гром, молния ударяет в коршуна, чайка от испуга открывает рот, и шарик попадает в лузу.
Иисус:
— Папа, бросьте свои еврейские штучки и играйте по правилам!
А если в анекдоте еврей беседует с раввином, значит, ответы и рекомендации ребе будут очень неожиданными. Например:
— Скажите, ребе, что будет, если я нарушу одну из десяти заповедей?
— Что будет? Останутся еще девять.
— Скажите, ребе, это большой грех, что у моей Сарочки ребенок родился до свадьбы?
— Вовсе нет! Откуда ребенок мог знать, когда свадьба?
Мама умней: что в жизни главное
Действующие лица: еврейская мама, Изя
Популярный дуэт в еврейском анекдоте — гиперопекающая еврейская родительница и её сын. Еврейская мама из анекдота предстает перед нами тревожной, но трогательной женщиной, чья забота выливается в тотальный контроль. Ее авторитет непоколебим — Сара Абрамовна всегда готова проконсультировать своего сына как при выборе невесты, так и при выборе галстука. Зачастую чаду уже за сорок, но это не мешает ему неукоснительно следовать маминым советам.
По улице идёт еврейская мама и ведёт за руки двух мальчиков. Их встречает знакомая:
— Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! И сколько им лет?
— Гинекологу шесть, а юристу четыре.
У англичанина есть жена и любовница. Англичанин любит жену.
У француза есть жена и любовница. Француз любит любовницу.
У еврея есть жена и любовница. Еврей любит маму.
История еврейского советского анекдота логичным образом подошла к концу после распада СССР, однако сами эти шутки вечны. В политических анекдотах часто бывает достаточно заменить одни фамилии и реалии на другие, а Хаима, Рабиновича, старого еврея, мудрого ребе и тем более еврейскую маму можно встретить и в первозданном виде, и в постмодернистском контексте — когда высмеивается не какая-то ситуация или стереотип, а уже сам анекдот.
Потому что, как известно, у еврея можно отнять всё — кроме чувства юмора.
Записала Анастасия Костандова
Картина на обложке: Владимир Любаров