Одна на всех: синагога, которой нет больше нигде

22 марта, 2022
Читать: 5 мин

В рубрике «Точка на карте» «Цимес» рассказывает о важных для евреев местах в разных городах России и мира. Сегодня вместе с историком Вадимом Лобановым отправляемся в Томск, чтобы узнать, как и почему там появилась единственная в мире деревянная «солдатская» синагога

Если верить переписи, в 1897 году в Томске проживало 3214 евреев (то есть примерно 6,4% всего городского населения). Откуда такая внушительная цифра? Всё просто. Сибирь с её суровым климатом и удалённостью от «правящего центра» всегда была надёжным местом для укрытия. От гонений туда сбегали старообрядцы. Там же от преследований спасались евреи.

Освоившись на новом месте, приезжие занимались бизнесом. Открывали лавки, вели бойкую торговлю — в том числе через Сибирский тракт, соединявший европейскую часть России с Китаем. Среди влиятельных предпринимателей того времени особняком (а то и целой колонной) держалось семейство Фуксман — типичные владельцы заводов и пароходов, торговавшие примерно всем, от муки и вина до скота. 

Фото: Елена Астафьева

Встречались среди местных евреев и люди науки. Например, Борис Вейнберг, которого прозвали «сибирский да Винчи». Он изобрёл электромагнитную железную дорогу — и это более чем за сто лет до Илона Маска с его Hyperloop. А ещё он был профессором Томского политеха и одним из создателей Дороги жизни через Ладожское озеро. Другой учёный, Матвей Капелюшников, придумал установку, которая до сих пор используется для бурения. В общем, с евреями-учёными в городе дела обстояли так же хорошо, как и с евреями-предпринимателями.

Общинная жизнь в Томске била ключом. В 1850 году построили первую синагогу — Хоральную, тогда ещё деревянную. Первой она стала не только для города, но и для всей Сибири. Второй была Каминерская, не сохранившаяся до наших дней. Солдатская же оказалась третьей. История её появления связана с именем Герцеля Цама — российского офицера и человека непоколебимых принципов. Цам остался иудеем, несмотря на принуждение принять христианство. Девятилетним мальчиком он попал в кантонистский батальон, а в 17 поступил на службу.

Вид синагоги в 1910 году

Но сначала расскажем предысторию. До 1827 года евреи в армии не служили. Водоразделом стал указ Николая I о воинской повинности. Если с русских в рекруты брали по семь человек с тысячи, то от евреев начали призывать по 10. И не 18-летних парней, а 12-летних мальчиков — чтобы те не успели пройти бар-мицву и стать полноценными членами общины. 

Прежде чем отправиться в армию, юнцы обучались в кантонистских школах. Для семей это была трагедия — служба тянулась 25 лет. Богатые предприниматели откупали своих отпрысков, чтобы вместо них забирали чужих. Существовала целая подпольная служба, которая занималась похищением детей из бедных семей — они шли «на замену» откупившимся. Одним из таких мальчиков и был Герцель Цам. 

Герцель Цам

За свою военную карьеру Цам успел многое. Побывал простым солдатом, прапорщиком, штабс-капитаном, командиром роты и, наконец, при увольнении получил звание капитана, став первым в истории России евреем — обладателем такого чина.

Землю, на которой появилась солдатская синагога, как раз таки выкупил Герцель. А произошло это при следующих обстоятельствах. Однажды в Каминерскую синагогу пришёл некто Моисей Гуревич — солдат, у которого родился сын и который хотел провести обряд обрезания. Сын купца Каминера, заправлявший делами, предложил провести обряд в раздевалке. Евреи, среди которых был и Цам, жутко обиделись. Они решили не терпеть такого обращения, скинуться на свиток Торы и открыть собственную синагогу. Сказано — сделано. Сначала арендовали квартиру в Затеевском переулке — это был временный молитвенный дом, а затем, когда появилась земля, построили отдельное здание на Нечаевской улице (сейчас это проспект Фрунзе). 

Следующий поворот истории случился спустя 30 лет. Синагога сильно пострадала от пожара в доме по соседству. Но солдаты не сдавались. Они решили перестроить её на собственные деньги. Получилось элегантное здание в мавританском стиле, с тремя куполами, деревянной резьбой на наличниках, которые украсили звёзды Давида, и изображением свитка Торы на двери. Красота!

В 1930-е годы синагогу у евреев забрали и превратили в общежитие для работников Томского государственного университета. Вернули её только в 2018-м. В прошлом году лидер местной общины Леви Каминецкий опубликовал в сети проект реконструкции. «Вот и сдвинулись с места дела по деревянной синагоге», — радостно сообщил он на своей странице, и теперь у всех нас на один повод отправиться в Томск стало больше.

Подготовила Мария Белоковыльская

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм