Почему парк «Зарядье» — еврейское место? Рассказывает гид Михаил Духовный

3 мая, 2021
Читать: 5 мин

Если вы хотя бы раз бывали в Риме, Берлине, Париже или Нью-Йорке, то наверняка оказывались в местах, связанных с еврейской историей: районах, музеях, синагогах. В этих городах еврейская культура и история — часть общей, поэтому и туристы, и местные жители с ней соприкасаются. Возможно, вы удивитесь, но в Москве ситуация не сильно отличается. В колонке для «Цимеса» гид Михаил Духовный рассказывает, насколько тесно некоторые столичные достопримечательности связаны с еврейской историей, а также рассуждает, как бороться со стереотипом «еврейское — значит, закрытое»

Михаил Духовный

Меня зовут Михаил Духовный. Мою профессию обычно называют «гид» или «экскурсовод», но мне больше нравится «проводник», «проводник в пространство»: в словах «гид» и «экскурсовод» меньше страсти, творчества и призвания, а больше именно работы. Пространством в этой статье будет Москва, а страстью — моё желание через интеллектуальные путешествия связать два мира, к которым я принадлежу, — еврейский и российский.

В основном я работаю в Израиле, но уже примерно пять-шесть лет применяю свой опыт и в бескрайней России. Благодаря тому, что еврейский мир мне близок, я решил знакомить москвичей с историей евреев их города. Еврейский народ скитался по миру с 70 года нашей эры, но на территории современной России еврейские общины стали зарождаться лишь после трёх разделов Польши при правлении Екатерины Великой. К примеру, старое еврейское кладбище в районе Дорогомиловской заставы появилось после Чумного бунта 1771 года и было уничтожено в XX веке. Многие ли сегодня знают о том, что в том районе существовало такое кладбище? Боюсь, что нет. Это один из ярких примеров утраченной еврейской истории Москвы.

Другой пример: в первой половине XIX века в николаевской Москве, в древнем районе Зарядье, появляется уникальный как для Москвы, так и для всей России феномен — еврейское гетто. Московская городская управа в 1827 году принимает явно антисемитское решение принудительно собрать всех, тогда ещё малочисленных, московских евреев в одном месте, на так называемом Глебовском подворье, не давая им права выбора места жительства.

Мне кажется, что знать историю евреев Москвы полезно, интересно и важно не только самим евреям, но и всем москвичам.

Давайте посмотрим на опыт других европейских столиц: в Берлине, Амстердаме, Праге, Барселоне или Риме маршруты по еврейским районам и местам входят в стандартную туристическую программу, и ходят по ним не только евреи.

Даже напротив: я, например, не готов платить за вход в синагогу, а в Европе такая практика достаточно популярна, и посещение синагоги для нееврейских туристов — часть знакомства с городом.

Первая синагога в Москве

Первая синагога в Москве

Конечно, всему есть своё объяснение: идеологические акценты в эпоху СССР не позволяли развиваться этнографическому и конфессиональному туризму. Да и вообще, еврейская жизнь была почти нелегальной. Но времена изменились, и Москва стремится соответствовать европейским стандартам. Российская столица — такой же многонациональный город, как Нью-Йорк или Берлин. Но знают ли москвичи историю татар, грузин, армян в своём городе? Знают ли, где находится ассирийский храм, в котором молитва проходит на арамейском языке?

Что ещё интересно: я вижу, что москвичи очень далеки от еврейского мира, но в то же время проявляют к нему большой интерес.

Как-то я анонсировал в сетях прогулку по еврейской Москве и получил сообщение с вопросом: «Михаил, а можно прийти на вашу экскурсию, если мы не евреи?».

Это был один из самых удивительных вопросов за всю мою карьеру. Вы же не спрашиваете, можно ли вам зайти в грузинский ресторан, если вы не грузин? Не задумываетесь, заходить ли вам в известный католический храм, когда путешествуете по Европе? Непонятно, почему с еврейской культурой этот вопрос возникает.

Я думаю, что изучение других культур и религий воспитывает в человеке толерантность, принятие, отдаляет его от пресловутой ксенофобии и расширяет горизонты. Убеждён, что подобное любопытство нужно прививать человеку с детства, что старшеклассников стоит сводить в синагогу, мечеть, дацан и показывать многоликость и многообразие общества. Если проводники будут непредвзятыми, разносторонними и компетентными, то культурная пропасть между разными народами уменьшится.

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм