Письмо #1 из Томска: «Будучи подростком, я дала себе обещание узнать правду о своих корнях»
«Цимес» запускает серию читательских писем. В этом письме наша читательница Лера-Авива Розенберг рассказывает о своём приходе к иудаизму, жизни еврейской общины Томска, гиюре, а также делится советами по поиску информации в архивах
— Я родилась в Казани, в Поволжье. История поиска корней началась для меня лет в 11–13. Это случилось летом, в лагере, когда ничего не предвещало такого колоссального открытия. Одна девочка, услышав мою фамилию, вдруг спросила, еврейка ли я. Ответа я не знала, но её вопрос меня зацепил. Вернувшись домой, я начала интересоваться историей семьи, но получала от родственников один ответ: «Мы русские».
Так, будучи подростком, я дала себе обещание узнать правду о своих корнях, когда достигну совершеннолетия. А пока начала изучать базовую информацию об иудаизме. Я читала о том, что такое Шаббат, какие еврейские праздники существуют и что такое разрушение Храма. Так длился мой путь до 18 лет: расспросы близких и их однозначный ответ, непонимание — и одновременно погружение в иудаизм.
В 18 лет я узнала про еврейский клуб для молодёжи, стала туда ходить, ездить в поездки. Помогала создавать еврейский региональный лагерь для молодёжи. Соблюдала заповеди, посещала общину «Хабад Любавич» в Казани. Путь в общину был достаточно простой: я решилась прийти на Шаббат. Было лето, людей особо не было, и охранник посоветовал позвонить тогдашнему руководителю общины. Я стеснялась, долго решалась на этот шаг. Первым событием был праздник Рош а-Шана. Огромный зал, много людей от мала до велика. Впервые я почувствовала себя на своём месте. В первый год нахождения в общине я самостоятельно организовала и провела Песах. Это было моей настоящей гордостью. Это было незабываемо.
Параллельно я делала запросы в архивы, пытаясь найти информацию о своих корнях.
Начинала я с расспросов родственников: имена, фамилии, года и места рождения, род деятельности. Ведь для того, чтобы делать запросы в архивы, нужна была хотя бы эта информация. Придумывала различные хитрости и уловки: мои бабушка и дедушка неохотно шли на контакт, но бабушку удалось уговорить. Дело в том, что мои родные тщательно скрывают своё происхождение — видимо, сказался Холокост. В такой ситуации можно начать с просьбы показать архивные фотографии. Далее идут расспросы — что, зачем и почему: имена, фамилии могли быть изменены, а также национальности, нужно это учитывать! Далее нужно отправляться в городской архив и загс. К сожалению, не всё так просто: пока человек жив, без его согласия запросить информацию невозможно.
Узнав, что какое-то время родные жили в Иванове, Москве и Санкт-Петербурге, я стала делать запросы в эти архивы. Сотрудники неохотно идут на запросы из других городов, требуют личного присутствия. Но при большом желании и упорстве добиться ответа реально.
Для более детального исследования можно дальше обратиться в Международный Красный Крест: там помогают искать информацию за пределами страны. Я знаю, что есть раввины в разных городах России (например, воронежский ребе Авигдор), которые при минимальной информации могут помочь в этом деле. Но об этом я, конечно, узнала уже позже.
В результате поисков выяснилось, что мои предки — ашкеназские евреи родом из Польши. Из-за Холокоста они сменили документы и имена и во время войны бежали в Поволжье — на территории, не затронутые немцами.
Я безумно счастлива, что смогла найти свои корни. Но даже если не удаётся найти документы и результаты поиска близки к нулю, есть другие пути прихода к иудаизму. В синагоге всегда отнесутся с пониманием к вашей ситуации.
В 23 года я переехала в Сибирь, в Томск. Я пришла в общину, где меня тепло приняли.
Томск — маленький, уютный город. Синагога здесь хоральная, благодаря раввину Леви Каминецкому её отреставрировали и привели в рабочий вид. Приход в общину начался с печального события: у мужа умер дедушка, и нам нужно было разрешение похоронить его на еврейской аллее кладбища. К нам отнеслись с пониманием и после пригласили на Шаббат. Здесь в общине более молодое поколение, очень активное. Есть занятия по программе STARS, на которую меня приняли, несмотря на то, что я ещё не являюсь галахической еврейкой и только начала этот путь, есть подростковый клуб, клуб для людей постарше — они изучают Тору. Праздники в общине очень красочные, недавно было внесение пятого свитка Торы — масштабное событие, на которое съехались все раввины Сибири.
Сейчас мой путь идёт в сторону гиюра, и я знаю, что всё получится. Гиюр в России — достаточно сложный и долгий процесс. Он должен обязательно быть ортодоксальным, со всеми вытекающими правилами. В один день я набралась смелости и скромно подошла к нашему раввину Леви (он просит называть себя по имени), чтобы рассказать о своём долгом пути и о желании пройти гиюр. Он без вопросов ответил: «Не проблема, вот тебе книга, для начала нужно её изучить, а дальше мы будем следовать по плану». Если честно, меня поразило такое семейное и доброе отношение. Я горжусь своими еврейскими корнями и хочу ещё больше погрузиться в этот мир.
Лера-Авива Розенберг
У вас есть история, которой вы хотите поделиться? Мы всегда рады рассказам о поиске корней, репатриации, жизни общин, путешествиях по еврейским местам — словом, обо всём, что так или иначе связано с еврейской жизнью и культурой. Присылайте ваши тексты нашему редактору a.subich@dreidel.ru