Почему евреев не считают?

26 августа, 2022
Читать: 4 мин

В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» «Цимес» отвечает на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня объясняем, почему евреев нельзя считать и как быть, когда очень надо?

Евреи любят числа. В этом несложно убедиться, если вспомнить хотя бы, что для молитвы в миньяне необходимо собрать не меньше 10 мужчин. А чтобы прочитать общий призыв к молитве после трапезы с хлебом, нужен зимун — это как минимум три участника.

Парадокс заключается в том, что при этом евреев нельзя считать. Нет однозначного ответа на вопрос, запрещает ли это делать Тора или запрет сформулировали мудрецы. Но традиция такова: евреев не принято считать.

Более того, в Торе говорится о наказании за нарушение этого запрета. В Книге Шмот мы встречаем такие слова: «…и не будет среди них пагубы при счислении их».

Выдающийся еврейский философ Рабейну Бехайе считал, что они подразумевают важную идею: когда евреи держатся вместе, как единое целое, Вс-вышний проявляет особую благосклонность к еврейскому народу.

Но стоит начать пересчитывать людей, как они становятся единицами — каждый сам по себе. И отношение к каждому складывается теперь уже по его заслугам и прегрешениям. А тут и до наказания рукой подать.

А как надо?

Легитимный способ подсчёта евреев всё-таки существует. Описан он всё там же — в Книге Шмот: «Когда будешь вести счёт сынам Израиля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г-ду при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их».

То есть пересчитать евреев можно только опосредованно, например по выкупу в размере половины шекеля.

В Танахе встречается история о том, как царь Шауль вёл учёт своих воинов. Каждый воин должен был взять ягнёнка из царского стада, а после этого оставалось только пересчитать всех ягнят.

Как не надо?

Другая история из Талмуда показывает, что случается, если запрет обойти и всё-таки посчитать евреев. Такую ошибку допустил царь Давид.

Рамбан (рабби Моше бен Нахман, один из величайших комментаторов Торы) поясняет, что такой человек, как царь Давид, не мог случайно проигнорировать запрет. Он предлагает несколько версий того, в чём именно заключался промах. Возможно, людей посчитали по обычаю с помощью выкупа, но без особой надобности. Либо при подсчёте учитывались мужчины от 13 лет, а не от 20, как было положено. Не исключено, что Давид и вовсе посчитал людей напрямую, так как считал, что запрет действовал только в пустыне.

Как бы то ни было, вслед за этой переписью населения евреи столкнулись со страшной эпидемией: «И навёл Г-дь мор на Исраэль от того утра до определённого времени; и умерло из народа, от Дана до Беэр-Шевы, 70 тысяч человек».

Наказание Давида. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. 1852-60 гг.

Как быть сегодня?

Из этих отрывков мы узнаём, что евреев:

  1. Нельзя пересчитывать напрямую.
  2. Не стоит считать без особой надобности.

Сегодня для подсчёта евреев обычно используют шляпы, кипы, кепки и т. д. Например, не говорят: «Придёт 10 мужчин». Говорят: «Придёт 10 кип».

Ещё один простой способ подсчитать людей: попросить всех поднять большой палец и сосчитать пальцы.

При этом считать людей, заменяя цифры буквами, запрещено, так как у каждой буквы есть числовое значение.

Оригинальный, но довольно распространённый способ посчитать людей для миньяна — использование стиха из Книги Теилим (28:9). В оригинале в нём 10 слов: הוֹשִׁיעָה אֶת עַמֶּךָ וּבָרֵךְ אֶת נַחֲלָתֶךָ וּרְעֵם וְנַשְּׂאֵם עַד הָעוֹלָם — «Спаси народ Свой и благослови наследие Своё, и паси их, и возноси их вовеки». Слова «заменяют» числа от одного до 10. 

Подготовила Яна Заг

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм