Почему про евреев говорят, что они добавляют кровь в мацу?
В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на все вопросы про евреев, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня рассказываем печальную историю про кровавый навет
Это выдумка — но, к несчастью, очень живучая. В истории она известна как кровавый навет, и в первый раз евреев обвинили в том, что они используют кровь в ритуальных целях, аж в Римской империи около 2000 лет назад. Однако особенно постарались тут христиане: с XII века стали распространяться обвинения в ритуальных убийствах, а ещё через сто лет — в использовании крови жертв для разных магических и обрядовых целей. К XVII веку какие-то не слишком светлые умы додумались до идеи, что кровь евреям нужна для приготовления мацы.
Самое удивительное, что законы кашрута, которые объясняют, что разрешено и что запрещено иудеям, и подробно останавливаются на том, что и как можно есть, а чего есть нельзя, запрещают употребление крови в пищу.
Да, совсем. Да, любой. Поэтому, например, если вы хотите приготовить омлет по законам кашрута, каждое яйцо вам нужно сначала разбить в отдельную мисочку и тщательно проинспектировать на предмет капелек крови — если вдруг есть хоть капля, яйцо следует выбросить. Если вы случайно порежете палец и кровь попадёт в еду, с ней тоже придётся расстаться.
Если этого недостаточно, то вот ещё соображение: существуют отдельные законы, которые описывают, как следует готовить мацу.
В маце не должно быть ничего, кроме муки и воды, — даже солить её нельзя, не то что лить туда запрещённые субстанции.
Однако эти аргументы никого не убеждали, несмотря на то, что увещевать толпы разгневанных христиан на протяжении веков пытались как некоторые правители, так и некоторые папы римские. Соблазн повесить на евреев какое-нибудь убийство и повести толпы разгневанных людей с вилами и факелами резать, пытать и грабить был слишком велик. В Восточной Европе, особенно в Польше и Литве, где было много еврейских местечек, история про ритуальные убийства и кровавую мацу всплывала неоднократно вплоть до XIX века — а последние погромы, связанные с кровавым наветом, произошли в Польше в 1946 году, уже даже после Холокоста.
Самая громкая история минувшего века на эту печальную тему — «дело Бейлиса», получившее международный резонанс. Началось всё в Российской империи весной 1911 года: киевского заводского приказчика Менахема Менделя Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика.
Довольно быстро стало ясно, что концы не сходятся и у следствия нет доказательств, однако в прессе началась масштабная антисемитская кампания, против которой — и в целом против кровавого навета — выступили российские и европейские интеллигенты: писатели, политики, даже архиепископ Кентерберийский. Что самое удивительное, среди возмущённых были даже некоторые известные русские националисты и антисемиты: уровень абсурда был таким, что игнорировать его оказалось невозможно. В 1913 году Бейлис был полностью оправдан в зале суда и вскоре вместе с семьёй покинул Россию.
Но если вы думаете, что на этом история с кровавой мацой себя изжила — увы, нет.
Прошло сто лет, и всё равно перед праздником Песах с досадной регулярностью распространяются слухи, что евреям нужна человеческая кровь для мацы: вот, например, новость 2008 года про антисемитские листовки в Новосибирске.
Подготовила Мария Вуль
Иллюстрация: Даша Орлова