Верят ли евреи в Рай и Ад?

10 июня, 2022
Читать: 8 мин

В еженедельной рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на вопросы о евреях, которые люди обычно задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся, какая она — загробная жизнь евреев

Что говорит Тора?

Вообще, в Торе мало что говорится о жизни после смерти. Дело в том, что иудаизм в принципе уделяет гораздо больше внимания жизни в этом мире, в олам ха-зе, чем рассуждениям о том, что может произойти после смерти. 

Тема загробной жизни в Торе всё-таки присутствует, однако трактуется крайне непоследовательно.

Чаще всего Тора утверждает, что физическая смерть — это, в общем-то, конец: «Мы умрём и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (Вторая книга Царств 14:14). 

Кое-где в Священном Писании вскользь упоминается подземный мир под названием шеол — глубокое и мрачное место, куда попадают все люди без исключения, и евреи, и язычники. Их души-рефаим пребывают там в неком теневом состоянии, отрезанные от Б-га и других людей. При этом в шеоле, как правило, нет понятия суда, награды и наказания за поступки земной жизни. 

Упоминается и практика спиритических сеансов: живые могут вызывать духов умерших, чтобы задать им свои вопросы. Однако эта практика строго запрещена: «Мужчину или женщину, которые будут вызывать умерших или чародействовать среди вас, нужно предать смерти» (Левит 20:27). 

Так что, после смерти вообще ничего не происходит?

Как посмотреть. Дело в том, что за долгую историю у еврейских мудрецов появилась целая куча мнений на этот счёт. 

Вообще, концепция жизни после смерти получила своё развитие после разрушения Второго храма в 70 году нашей эры. Гонения и переселения постепенно лишали еврейских мыслителей веры в какие-либо немедленные перемены в жизни еврейского народа.

Вместо этого они всё больше надеялись на приход мессии и жизнь после смерти, в идеальном грядущем мире, олам ха-ба.

В мишнаитском трактате «Пиркей Авот» рабби Яаков учит: «Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал». То есть, хотя праведник может страдать в этой жизни, он обязательно будет вознаграждён в олам ха-ба.

Более того, раввины иногда утверждают, что праведники вынуждены страдать в этом мире, чтобы их награда была больше в грядущем. 

Эдвард Мунк. «Девушка и смерть». 1889

Ад

В этот же период — после разрушения Второго храма — начинают формироваться еврейские концепции Рая и Ада.

Геенна огненная, гехинном, — место наказания, мучений и очищения. Большинство мудрецов считает, что только истинные праведники могут рассчитывать на прямой билет до Эдемского сада.

Среднестатистические жители земли спускаются в гехинном для предварительного очищения.

Ну и тут мнения еврейских мудрецов расходятся. Например, в мишнаитском трактате «Эрувин» говорится, что после очищения от грехов все, за исключением самых уж страшных нечестивцев, отправляются на Небеса к Аврааму. 

Срок пребывания души в гехинноме обычно ограничивается 12-месячным периодом очищения. Это 12-месячное ограничение отражено, например, в годичном трауре и чтении кадиша, поминальной молитвы, за умерших.

В другом трактате — «Рош ха-Шана» — говорится, что муки Ада для большинства грешников заканчиваются не на Небесах, а просто в небытии.

Спорят мудрецы и относительно того, что происходит с душами откровенных грешников: одни считают, что нечестивцы полностью уничтожаются и перестают существовать, другие, например Маймонид, верят в вечное проклятие.

Насчёт самого процесса очищения тоже нет консенсуса: некоторые считают гехинном местом пыток и наказания огнём и серой. Другие представляют его менее суровым: возможно, здесь человек просто пересматривает поступки своей жизни и раскаивается за прошлое.

Кстати, геенна — место со вполне себе определёнными географическими координатами. Название происходит от долины Гай-бен-Хинном («Долина сыновей Енома») к югу от Иерусалима.

Считается, что когда-то здесь совершали языческие жертвоприношения детей, — поэтому и репутация у места соответствующая. Но сейчас здесь очень даже приятная атмосфера, и можно отлично погулять на природе. Так что будете в следующий раз в Иерусалиме, загляните в геенну огненную! 

valley-of-hinnom-gehenna-or-gehinnom-c1-historic-illustrations
Долина Хинном на гравюре Гарри Фенна

Рай и олам ха-ба

Еврейский Рай называется Ган Эден, Эдемский сад. Некоторые источники считают его местом солнечного света, где люди всех народов будут вместе сидеть и вкушать райскую пищу, когда наступит мирный мессианский век. Другие полагают, что Ган Эден — не обязательно физическое место, а скорее состояние сознания, место, где душа чувствует близость к Б-гу.

Как мы уже упоминали, в иудаизме есть очень важная концепция грядущего мира, олам ха-ба.

Загвоздка в том, что в некоторых источниках Ган Эден и олам ха-ба — фактически синонимы. А в других олам ха-ба — это совершенная версия мира, который будет существовать в конце дней, после прихода мессии и суда Б-га над живыми и мёртвыми. 

В любом случае большинство ортодоксальных евреев верят, что физическое тело будет воскрешено в мессианскую эпоху, когда добрые люди воскреснут из мёртвых. По этой причине иудаизм запрещает многие процедуры, которые могут привести к повреждению или разрушению тела после смерти, и поэтому евреи хоронят своих умерших, а не кремируют их.

Марк Шагал. «Ангел коснулся Илии». 1930

Реинкарнация?

В Средние века концепции Рая, Ада и грядущего мира постоянно усложнялись. Ну а еврейские мудрецы, понятное дело, не прекращали спорить между собой по этому поводу. Было всякое: заимствование идей Платона и Аристотеля, семиуровневая структура Ада и Рая и ещё много чего.

Благодаря каббале в иудаизм проникла восточная мысль о реинкарнации.

Согласно главной книге каббалистического учения «Зоар», у человека есть три души. Первая — это нефеш, которая находится в теле умершего в течение нескольких дней, прежде чем перевоплотиться в другое тело. Вторая — руах, которая после смерти обречена на мучения в семиуровневом гехинноме, но только пока не очистится. Если руах не очень злая, она будет медленно подниматься по уровням, пока не будет готова к тому, чтобы Адам проводил её на нижний уровень Эдемского сада. Это временное место радости, из которого руах со временем переходит в более высокий Эдемский сад. Третья форма души — нешама, которая является частью Б-жественного в каждом человеке. После смерти она немедленно отправляется в высший Эдемский сад, чтобы соединиться с Б-гом.

Каббалисты верят, что реинкарнация происходит постоянно и что души перерождаются, чтобы продолжать исправление мира, тиккун олам. Поэтому нужно жить, меняя окружающий мир к лучшему. 

Как вы поняли, всё сложно

Одна еврейская шутка гласит, что после смерти все евреи попадают в одно и то же место, где Моисей и рабби Акива проводят постоянные уроки Торы и Талмуда. Для праведников это вечное блаженство, а для нечестивых — вечные страдания.

Ну а если без шуток, то непонятно, есть ли загробная жизнь или нет, а если да, то куда именно нас отправят. Поэтому иудаизм учит нас в первую очередь думать о нашем земном пути — ведь другого шанса может и не быть. 

Подготовила Аня Субич

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм