Всё, что нужно знать о маце

12 апреля, 2022
Читать: 5 мин

В преддверии Песаха «Цимес» вновь возвращается к простейшему блюду, без которого праздник не праздник. Разбираемся, как у евреев получилось сбежать из Египта, пока не заквасилось тесто, и что они думают о маце сегодня

Маца — такой же незаменимый атрибут Песаха, как кошерная посуда или афикоман. Эти пресные хлебцы — символ спасения из многовекового египетского рабства. Как мы помним, евреи, в спешке бросившие свои дома, не дали закваситься тесту — и в результате получились «опресноки». Отсюда самая главная и известная особенность мацы — феноменальная скорость приготовления. Её нужно выпекать до того, как в тесте начнётся процесс брожения. Согласно Торе, за такое короткое время произошло бегство евреев из Египта: «И понёс народ тесто своё, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепёшки, ибо оно ещё не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить» (Исх. 12:34; 39).

Фото: Shutterstock

В иудаизме установлено точное время, за которое нужно приготовить мацу, дабы не дать ей превратиться в хамец, — 18 минут. О 18 минутах писал рабби Моше бен Нахман (он же Рамбан), живший в XI–XII веках. Предположим, евреи замесили тесто ещё в Египте, а выпекали уже за его пределами. Между Рамсесом и Суккотом, в сторону которого они двинулись в 15-й день первого месяца, — больше 120 километров. Как беглецам удалось преодолеть такое огромное расстояние в считаные минуты и почему тесто при этом не заквасилось? По мнению Рамбана, случилось обыкновенное чудо. А вот более поздний рабби, Хаим бар Моше Ибн Атар (он же Ор Хаим), спустя более чем 500 лет дал менее романтичное объяснение случившемуся. Он предположил, что евреи месили тесто всё время, пока были в пути. Пока тесто замешивают, оно не заквашивается — вот и весь фокус.

Иллюстрация из сборника Ротшильдов. Северная Италия, 1450–1480 года

Ещё один предмет дискуссий вокруг мацы, начавшихся ещё в древние времена, — нужно ли есть её каждый день. Обязанность ли это или иудеи могут решить сами? «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых» (Исх. 12:18). 

Многие толкователи Торы склоняются к мнению, что заповедь употребления мацы распространяется только на первый вечер Песаха и не касается шести остальных дней. Этой лазейкой часто пользуются евреи, для которых регулярное поедание мацы — то ещё испытание. К предписаниям они относятся с лёгкой иронией. Вспомним популярный пасхальный анекдот: «Как назвать того, кто получает удовольствие от хлеба скорби? Мацохист».

Производство мацы в Нью-Йорке. 1889

Некоторые евреи, признающие важность мацы в дни Песаха, не хотят есть её «пустой». Тина Вассерман, автор книги «Вход в иудаизм: кулинарное исследование еврейской диаспоры», пишет, что «после восьми дней употребления в пищу мацы люди немного сходят с ума от нежелания есть её снова и снова».

И хотя маца — символ страданий еврейского народа, сдобренных вкусом первой свободы, многие не видят ничего плохого в том, чтобы дополнить её невыразительный вкус шоколадом или фруктами.

Такой точки зрения придерживается и автор бестселлера «Еврейская кухня в Америке» Джоан Натан: «Если вы решите добавить в мацу немного чернослива или абрикоса, это не будет преступлением». А еврейский комик из Торонто Илана Уолдстон иронично отмечает, что «постоянное поедание безвкусной мацы придаёт совершенно новый смысл фразе „Отпусти мой народ“». 

На первый взгляд может показаться, что маца — всего лишь пресный хлебец с надуманным многими поколениями евреев смыслом. Но на самом деле это важнейший символ. Символ не только самого праздника, но и вопросов, беспокоящих каждого еврея. А если посмотреть ещё глубже — любого человека, независимо от национальности.

Подготовил Илья Агафонов

Чтобы добавлять статьи в закладки - войдите, пожалуйста

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

О нас

«Цимес» — еврейский проект, где рады всем

✡️  «Цимес» — самое еврейское место во всем Рунете. Каждый день мы пишем о жизни современных евреев в России и ищем ответы на волнующие нас вопросы — от житейских до философских. А если сами не можем разобраться, всегда обращаемся к специалистам — юристам, психологам, историкам, культурологам, раввинам.

Связаться с нами по вопросам сотрудничества, партнерских программ и коллабораций можно написав на почту shalom@tsimmes.ru или в телеграм