5 еврейских художниц, которых надо срочно зафолловить в инстаграме
Круто, что искусство теперь на расстоянии вытянутой руки — вернее, одного тапа по экрану смартфона. «Цимес» собрал инстаграмы пяти современных художниц, которые черпают вдохновение в своём происхождении и не боятся исследовать сложные и неоднозначные темы — и вас на это тоже вдохновят
Анна Штейншлейгер
Анна Штейншлейгер — фотограф, она приехала в Бруклин из Москвы в 1992 году. В ее работах чувствуется невероятная интимность — и неважно, что именно она снимает, людей или, например, лес. Анне удается показать те нюансы российской, американской и религиозной еврейской жизни, которые редко становятся искусством.
У нее есть очень интересный автопортрет, который называется «Покрытая» — Анна снимается в нескольких париках, закрывающих её лицо. Это отсылка к еврейскому обычаю: замужние женщины должны покрывать волосы, в некоторых общинах для этого используют парики. Конечно, тут поднимаются вопросы женственности, патриархата и соблюдения традиций — в откровенной, но одновременно и тонкой форме. Такое нечасто встретишь!
Шира Барзилай
Шира Барзилай многим знакома и сама по себе, а кто-то мог видеть ее коллаб с ZARA. Эта израильская художница называет себя «поэтом эскизов» и создает минималистичные рисунки — хотя начинала с портретов под явным влиянием Пикассо.
Название её инстаграма — слово «кокетка» на иврите, а героиню легко узнать: это силуэт или очертание нагой девушки с большими глазами и пухлыми губами. Шира свободно работает с линиями обнажённого женского тела, и её узнаваемые минималистичные силуэты можно встретить даже на пуантах. Красивая метафора упорной работы в поисках самой себя.
Оля Кройтор
Оля Кройтор работает в нескольких жанрах: станковое искусство, видео- и фотоискусство, перфомансы. Ее работы кричат так громко, что эхом отлетают от любого сердца. Посмотрите на её перфоманс «Кокон», снятый на камеру. Сама по себе концепция до боли знакомая, ведь каждый из нас в той или иной мере заточён.
Но перфоманс Кройтор — пугающий: целый час девушка, завёрнутая в полиэтиленовую пленку, висела на дереве. Здесь сразу много смыслов: и убежище, и перерождение, и защита, и опасность. Ну и, конечно, трудно избавиться от ощущения, что художнице внутри кокона не хватит воздуха.
Сиона Бенджамин
Сиона Бенджамин происходит из бомбейской общины Бней-Исраэль и создает картины, основанные на ее индийском и еврейском наследии.
Женщины занимают центральное место в работах Сионы; она часто сочетает еврейских героинь с индийской визуальной культурой. Выглядит, это, конечно, потрясающе.
Как человек и как художник, Сиона Бенджамин показывает разнообразие и взаимосвязь всего еврейского мира. Она украшала синагоги в США, печатала свои работы на одежде и даже ковриках для йоги. Ее картины соблазняют некоторой декоративностью и образностью, но в итоге все это — о принятии разных, в том числе взаимоисключающих, сторон любой многогранной личности.
Зоя Черкасская
Зоя Черкасская — важное имя в современной израильской культуре. Она родилась в Киеве и переехала в Израиль, когда ей было 15, в составе «большой алии» девяностых. Две самые известные серии её работ, «Советское детство» и «Правда», основаны на впечатлениях об СССР 80-х и о сложностях эмиграции и адаптации в Израиле — как самой художницы, так и других репатриантов той же волны. Художница пишет нарочито наивные, даже карикатурные картины, но поднимает провокационные темы, и юмор в её работах нередко перерастает в гротеск.
Подготовила Соня Назарова
Иллюстрация в анонсе: Шира Барзилай